Мередит Монк: Как одна женщина изменила мир современного искусства

7 мин на чтение

Мередит Монк: Как одна женщина изменила мир современного искусства

Слушаем записи Мередит Монк и разбираемся, как ей удалось сказать свое слово в искусстве XX века. Вживую ее музыка прозвучит на концерте фестиваля Sound Up в музее современного искусства «Гараж» 17 июля

Живая легенда американской сцены Мередит Монк отмечает в этом году 60 лет творческой деятельности. Влияние нью-йоркской авангардистки просматривается далеко за пределами современного искусства, ее музыка звучит в фильмах братьев Коэн и Годара, и вдохновляет уже несколько поколений перфомеров и артистов, включая бунтарку Бьорк.

Когда-то Монк начинала новые направления междисциплинарного перформанса и сайт-специфик-театра, а также открыла западной музыке экстраординарные возможности человеческого голоса. Ее ноты похоже сочетали то, что с фольклором племенных цивилизаций, то с звучанием иных планет. Хотя в музыке Монк нет космического холода: в отличие от многих коллег по цеху, она черпается головной интеллектуальностью, а свой голос называет «посланником души».

Москва сможет присоединиться к чествованию Мередит Монк 17 июля на событии фестиваля Sound Up (герой проекта «РБК Визионеры») и музея современного искусства Garage. Прозвучат ее вокальные работы разных лет, многие из которых не исполнялись в России. Подобно народным певцам, Монк передавала свою музыку из уст в уста во времена совместных репетиций, поэтому ее сочинения до недавних пор не были нотариально зафиксированы, а значит, могли быть исполнены исключительно при участии автора. Предстоящее событие — редкий шанс услышать песни «волшебницы голоса» в исполнении вокального ансамбля Intrada.

Композитор Элина Андрианова рассказывает, что отличает музыку Монк, на примере нескольких ее произведений.

«Книга дней»

Во многих интервью Монк представляется в первую очередь как композитор, хотя кроме сочинения музыки она снимает фильмы, создает выставки и руководит собственным ансамблем. «Книга дней» (Book of Days, 1988) — первая полнометражная лента Монк-режиссера. События разворачиваются в средневековом европейском городке, поделенном между христианами и еврейской общиной. Перед тем как поселение охватит вспышка Черной смерти, девочка Ева видит пугающие знамения.

Монк стирает границы между эпохами, нарочно путая исторические факты с вымыслами. Действие начинается где-то в Нью-Йорке, когда ремонтная бригада взрывает кирпичную стену, открывая путь прямиком в XIV век. В старинном городке цветное изображение заменяет аскетичный монастырь, вместе с зрителем исследовать его закоулки и обитателей будут любопытные журналисты-интервьюеры. С развитием событий станет ясно, что в религиозной нетерпимости, смертельной чуме и экзотическом мире, хорошо знакомом средневековому европейцу, Монк видит искаженное отражение бед современного мира.

В «Книге дней», как и во всех работах, Монк отдает первенство музыке и даже называет киноленту «фильмом для ушей». Значение песен без слов, вдохновленных средневековыми еврейскими и христианскими напевами (у слушателей концерта 17 июля есть возможность оценить многие из них вживую), несравненно больше обычного саундтрека — музыка здесь выступает в качестве средства диалога героев наровне с речью. Один из показательных примеров — песня Евы и Безумной Горожанки (в фильме ее исполняет Монк), которая звучит в сцене их встречи.

«Воспитание девочки»

Голос Монк — самобытный феномен и главный инструмент ее самовыражения. Намеренно отказываясь от слов, она обращается к праздникам вокальных жестов, понятному любому человеку вне зависимости от языка, на котором он говорит.

В арсенале певицы богатейший спектр звуков, от детского лепета и животного рева до экстраординарного визга и птичьего щебета. Монк убеждена, что если снять с человека индустриально-культурный налет, то можно добраться до его глубинных чувств и эмоций. Стремление к естественности нередко подталкивает Монк к исследованию народных традиций разных культур, однако она не ставит целью добиться этнографической точности — любое звуковое впечатление служит только импульсом для исследования голоса, изобретения собственного фантазийного фольклора и галереи чудоковатых персонажей.

Монопера «Воспитание девочки» (Education of The Girlchild, 1972), в которой героиня проживает жизнь наоборот, от старости к детству, служит примером бесподобной фантазии в работе с вокалом.

«Сновидения черепахи»

Свой путь Мередит Монк начала в 1960-е годы на заре искусства перфоманса, когда художники отказывались от традиционного театра в пользу экспериментальных жанров. Новый формат позволил Монк объединить разные виды искусства в синкретический союз, как они существовали еще в первобытном обществе, и найти новые способы воздействия на зрителя.

Музыка пронизывает каждую работу Монк, и дело не только в пении — она ритмично организовывает все элементы перформанса, будь то звук, визуальный ряд, жест или взаимодействие с объектами. В детстве Монк занималась ритмикой Далькрозы — эта система нацелена на развитие слуха и чувства ритма через кинестетические ощущения. Заложенная в методике идея синестезии, вероятно, помогла органично раскрыть дарование Монк, которая позже скажет, что ищет «тело голоса» и «голос тела». Как Монк работает с перформерами и разными медиумами, можно увидеть на примере одной из самых известных ее работ «Сновидения черепахи» (Turtle Dreams, 1982).

«Песни восхождения»

Монк никогда не рвалась на филармонические сцены и предпочитала выступать в частных галереях, на улицах, в индустриальных лофтах и других негорнских локациях: в отличие от концертных залов, в тех местах, где еще не успело поселиться искусство, не регламентировано взаимодействие между аудиторией и перформером, а потому появляется больше свободы для эксперимента.

Монк одной из первых стала вписывать условия места действия — его архитектуру, акустические характеристики, историю и географию — в свои музыкальные перформансы. Сегодня такой подход называется сайт-специфик, он крайне популярен среди театральных деятелей во многом благодаря прорывным работам Монк. Вехой для истории иммерсивного искусства стал масштабный перфоманс «Сок» (Juice, 1969), стартовавший в Музее Гуггенхайма и в течение месяца охватывающий еще две площадки в Нью-Йорке. Однужды для перформанса Монк предоставили целый остров.

«Песни восхождения» (Songs of Ascension, 2008) также относится к ряду сайт-специфичных работ. Монк сочинила музыкальный цикл по предложению скульптора и художницы Энн Хамилтон, по ее же проекту в скульптурном парке в Калифорнии возведели 8-этажную башню. Архитектурное творение Хамилтон задумывалось как место для исполнения музыки: внутри башни закручиваются двумя спиралями параллельные лестницы, нижняя часть башни частично погружена в воду, а верхняя полностью открыта, что создает особый акустический эффект.

«Песни вознесения» — ритуал, объединяющий людей вне зависимости от языка и вероисповедания. По словам Монк, на работу ее вдохновили поэзия Паула Целана, облик двух листниц в башне Хамилтон, напоминающий спираль ДНК, а также сюжеты вознесения, существа во многих религиях.

Поделиться новостью
Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Exit mobile version