Нападения на коренные племена: конфликты между цивилизацией и дикими народами в Бразилии
Племена, находящиеся в изоляции от цивилизации, продолжают сталкиваться с угрозами со стороны окружающего мира. По имевшейся информации, многие из них живут так, как их предки тысячи лет назад. Большинство таких племен находится в амазонской джунгле. Недавно в этом районе произошел скандал: стало известно, что некоторые миссионеры стремятся обратить индейцев в христианство с помощью аудиопрослушиваний. Ранее в том же регионе вооруженные группировки нападали на лесорубов, вторгаясь на их территорию.
В конфликте участвуют племена в Бразилии
В конце июля британское издание The Guardian и бразильская газета O Globo опубликовали интересное расследование, которое вскрыло больше вопросов, чем дало ответов. Главное, что удалось выяснить, это то, что кто-то ведет тайную миссионерскую деятельность среди народа корубо, живущего в долине реки Жавари на границе с Перу.
Все это происходит на фоне таинственной активности среди местных аудиомиссионеров, которые на радио проповедуют христианство на португальском и испанском языках.
На надписях на корпусах устройств сразу стало ясно, что они называются Messenger («Посланник») и относятся к американской баптистской организации In Touch Ministries («Министерство контактов»). Ее штаб-квартира располагается в Атланте, штат Джорджия. Проповеди ведет американский пастор, так как журналисты обратились в.
В Бразилии уже более 30 лет существует закон, запрещающий вмешательство в жизнь неконтактных народов любыми способами. Конечно, корубо не совсем неконтактные — они знают о существовании белых людей, общаются с более цивилизованными индейцами-соседями, а некоторые из их деревень принимают помощь правительства.
Тем не менее, по закону непосредственный контакт с этим народом возможен только в том случае, если они проявляют инициативу. Вести любую религиозную проповедь среди них также нельзя ни в каком виде.

В беседе с The Guardian Сэт Грей, который известен о некоторых миссионерах «из других организаций», которые используют «Посланников» In Touch Ministries на территориях, где делать этого нельзя. Правда, что это за таинственные люди из загадочных организаций, он не сказал.
В 2024 году в Южной Америке произошел крупный конфликт с участием неконтактного народа
За год до появления загадочных устройств в поселках корубо произошло более заметное событие. В августе появилась информация о том, что представители неконтактного народа машко-пиро атаковали лагерь лесорубов-нелегалов. Запись об этом опубликовала организация Survival International, которая занимается защитой коренных народов по всему миру.
Правозащитники не смогли собрать полную картину случившегося, однако, по их сведениям, около сотни машко-пиро обстреляли лесорубов из луков. Вроде бы, пострадало до трех человек, причем двое из них серьезно.
Случившееся вызвало огромный скандал. Правозащитные организации несколько раз предупреждали власти о разрастающемся конфликте. Однако после первого нападения никаких действий со стороны правительства не последовало. По идее полиция должна была заняться теми самыми лесорубами-нелегалами, которые орудовали на территории индейцев, но власти предпочли сделать вид, что ничего не заметили.
И в Бразилии, и в Перу незаконная деятельность по добыче ресурсов — главная угроза неконтактным народам. По закону большие территории там объявлены запретными для любых промыслов и охраняются государством. На деле местные власти закрывают глаза на вторжения частных предпринимателей в ареалы обитания индейцев.

В этих регионах не только много леса, но и попадаются месторождения полезных ископаемых. Добывать их нельзя, но если губернатор и начальник полиции притворяются слепыми и глухими, то можно. Проблемы со здоровьем у чиновников начинаются, естественно, не беспричинно.
Другой скандал вокруг бразильских индейцев разразился из-за Илона Маска
Однако цивилизация угрожает коренным жителям Южной Америки не только бульдозерами нелегальных лесорубов и ружьями браконьеров. Недавно произошли драматические события с перуанскими машко-пиро, скандал разразился с соседями бразильских корубо — индейцами племени мару. Этот народ нельзя назвать таким неконтактным, однако многие деревни мару находятся глубоко в джунглях, где нееданые гости из цивилизации. Термальные станции еще несколько терминалов спутниковой системы доступа в интернет Илона Маска Starlink. Цель преследовалась сама благородная — быстрая электронная связь нужна индейцам, чтобы общаться с родственниками, живущими в тех самых далеких деревнях.
Кроме того, в любой момент можно позвать на помощь, если что-то случилось.
Девять месяцев спустя журналист New York Times Джек Никас посетил мару и написал статью, которая вызвала тот самый скандал. Американец заявил, что появление спутникового интернета сыграло двойственную роль. Полезная действительно была, однако старейшины пожаловались, что молодежь подсела на социальные сети и контент для взрослых. Большую часть переживал Альфредо Марубо (все мару носят фамилию Марубо) — глава ассоциации деревенских индейцев.
Кроме того, в тексте утверждалось, что социалисты разработили людей, многие индейцы вовсе перестали лично общаться с родственниками, начали распространять друг о друге живые слухи и стали жертвами онлайн-мошенников. Статья прокатилась по мировым СМИ и вроде бы забывалась. Однако почти год спустя, в мае 2025-го, мару подали в суд на The New York Times, издание TMZ и другую.
В изначальной статье переживания старейшин по поводу порнографии упоминались единожды, однако TMZ и другие таблоиды именно этот аспект основывали своих материалов, рассказывая о повальной порнозависимости среди индейцев. Марубо там выставлялись недалекыми дикарями, неспособными воспринимать дары цивилизации.

В иске мару утверждается, что Никас провел в их деревне менее двух суток, не мог составить исчерпывающего представления о влиянии интернета на индейцев и вообще — обостренные нектотрые незнания упасения старейшин. Журналист выпустил новый текст, в котором заявил: «Марубо не страдают порнографией. В лесу на это не было никаких намеков. И в статье The New York Times нет таких утверждений».
Индейцев это не устроило. Марубо и их юристы утверждают, что статья послужила отправной точкой распространения клеветы. Сейчас этот не очень контактный народ требует от трех основных ответчиков по 180 миллионов долларов (14,3 миллиарда рублей). На что мару хотят потратить эти огромные деньги в случае победы, неизвестно.
Неконтактные народы пообещали защитить
История с машко-пиро получила неожиданное продолжение в самом конце июля. После столкновений лета 2024 года мало что изменилось. Лесозаготовительные концессии все так же вырубают лес, вторгаясь все дальше на территорию индейцев. 29 июля крупная неконтаммерческая организация «Лесной попечительский совет» заявила, согласно которому все его члены должны уважать нужды неконтактных народов и их территории.
«Лесной попечительский совет» выступает за разумное и экологическое использование лесных ресурсов по всей планете, а его члены получают специальные сертификаты. Наличие такой бумаги гарантирует, что при производстве своих продуктов компания не нарушала экологических и этических норм, в том числе не вредила неконтактным народам.
Впрочем, появилось это решение не сразу и, судя по всему, не совсем по доброй воле. Перед этим правозащитники обвинили «Лесной попечительский совет» в предательстве машко-пиро и собственных принципов. По идее новое заявление должно вызвать серьезные последствия, так как лишиться сертификата совета вряд ли кто-то захочет.

Теперь осталось поймать хитроумных миссионеров, пытающихся обратить корубо в христианство и как следствие извиться перед оскорбленными американскими таблоидами мару. Впрочем, вряд ли все это остановит наступление цивилизации на девственные амазонские леса с их таинственными жителями.