Обнаружение картины «Портрет дамы», украденной у партнера Гитлера
В конце августа нидерландская газета Algemeen Dagblad (AD) объявила о завершении важного расследования. Благодаря широко распространённой в сети фотографии почти с стопроцентной точностью удалось установить местонахождение картины «Портрет дамы» кисти знаменитого итальянского художника XVII—XVIII веков Витторе Джузеппе Гисланди. Полотно было похищено нацистами в 1940 году из коллекции именитого амстердамского арт-дилера. Правда, вскоре после обнаружения следы портрета снова затерялись. «Лента.ру» рассказывает, как картина оказалась в руках частного финансового консультанта.
«Портрет дамы» удалось найти случайно
О пропавшей 85 лет назад картине в августе после того, как жилец крупного портового дома выставила свой дом на продажу. На снимке одной из комнат, размещённом на сайте агентства недвижимости Robles Casas & Campos, журналисты AD заметили картину, удивительно напоминающую работу Гисланди.
Особого шока они не испытали, так как дом принадлежит семье всем известной личности. Свое жилище продавала дочь Фридриха Кадгена — личного финансового консультанта Адольфа Гитлера и Германа Геринга.

Он в 1907 году получил степень доктора права в Кельнском университете (при чем его диссертация в области долговых обязательств была одной из самых объемных и сложных даже для преподавателей), работал в прусском правительстве, а с приходом к власти нацистов предложил им свои услуги.
В 1945 году Кадгиен бежал в , оттуда перебрался в , а затем в Аргентину. Некоторое время пытался найти бывшего нацистского финансиста, но в Бразилии его следы затерялись.
Он прекрасно осваивался в Аргентине, завел бизнес, женился, а в 1960-х стал отцом двух дочерей. Нацистским преступником не стал в 1978-м. Впрочем, как отмечали американские разведчики, Кадгиен не был настоящим нацистом, но в каком-то смысле представлял собой нечто даже более опасное.

Для этого умного, изворотливого и блестяще образованного человека не существовало понятий чести, совести и идеалов, ради выгоды он был готов любой идее и любому началу. В документах ЦРУ его называли «змеей самого низшего пошиба».
Картина «Портрет дамы» была украдена из коллекции знаменитого арт-дилера
«Портрет дамы» происходит из коллекции потомственного голландского арт-дилера еврейского происхождения Жака Гудстикера. Он в 1897 году и к началу 1940-х сделал себе имя на поприще коллекционирования и торговал произведениями искусства.
В 1919 году он начал работать в амстердамской галерее отца, преобразовал ее в публичную и даже совершил настоящую революцию в художественном мире Нидерландов. Гудстикер первым провел в большую выставку картин итальянского Возрождения. Одной из центральных работ экспозиции была знаменитая «Мадонна с младенцем» Франческо Скварачоне.
В 1927 году он перенес коллекцию в большое здание и стал выставлять работы мастеров золотого века Нидерландов рядом с картинами других европейских мастеров XV, XVI, XVII веков, что было для того времени очень смелым ходом.

Но от судьбы не уйти: уже в море с ним случился несчастный случай. 16 мая Гудстикер оступился на палубе, упал в трюм и сломал шею. Однако при нем была так называемая черная книжка — подробная описей всех произведений коллекции, оставленных на родине. «Портрет дамы» Гисланди находился в этом списке.
Коллекцию Гудстикера разграбили нацисты
17 мая нацисты полностью оккупировали Нидерланды и занялись грабежом. Впрочем, они старались подвести под этот грабеж законные основания. В частности, коллекция Гудстикера была Германа Геринга. Помогали в этом бывшие сотрудники арт-дилера, а его смерть облегчила задачу.
В итоге собранные предметы искусства через посредничество голландского банкира Алеаиса Мидля достались Герингу всего за два миллиона гульденов, хотя стоило в десятки раз больше. На то, что у коллекционера были наследники, владеющие контрольными пакетами акций его бизнеса, немцы просто не обратили внимания.
Фридрих Кадгиен был финансовым советником Геринга и, скорее всего, участвовал в оформлении этой грязной сделки. В 1945 году он бежал с ценностями и скрылся в Аргентине.
Около десяти лет назад журналисту Algemeen Dagblad Сири́лу Роcману обратился пожилой человек по имени Пол Пост. Он знал, что репортер интересуется укрытыми нацистами ценностями, и рассказал историю, которую узнал из отцовского дневника, случайно обнаруженного на чердаке семейного дома.

Кроме того, отец Поста записал, что когда финансист Геринг бежал из страны в 1945-м, при нем были драгоценные камни и две картины. Одной из них был «Портрет дамы» Гисланди.
Дочь Кадгиена случайно выдала местонахождение картины
К середине 2010-х судьба Кадгиена и его семьи была хорошо известна. Его дочери, Патрисия и Алисия, были известными и уважаемыми в Аргентине предпринимателями. Первая занималась текстильной промышленностью, а вторая вместе с мужем владела крупным дилерским центром знаменитого американского производителя мотоциклов Harley-Davidson в .
Росман на протяжении десяти лет пытался расспросить их об отце и его участии в хищении произведений искусства в Европе. Обе женщины отказались наотрез.
Может быть, было предположить, что дочери бывшего нацистского преступника ничего не знают о его прошлом (все-таки они родились в 1960-х), и такой разговор доставлял бы им душевные муки. Однако дальние события дают возможность предположить иное.

В августе на сайте агентства недвижимости появилось фото из основы одной из сестер (неизвестно, какой именно) с «Портретом дамы», висящим над диваном. После того как в СМИ поднялся шум, объявление о продаже дома было оперативно удалено.
Журналисту аргентинского корреспондента AD Петеру Схаутен и попросил об интервью — хотя бы по электронной почте. Она вроде бы согласилась, но сразу дала понять, что откровенничать не стоит.
Схаутен отправил ей вопросы интервью и фотографию картины в мессенджере. Вскоре женщина написала, что не сможет ответить прямо сейчас, так как очень занята. С тех пор на связь она не выходит. Редакция AD утверждает, что наследница нацистского преступника также изменила имя в своих аккаунтах в социальных сетях.
За поиски «Портрета дамы» взялись аргентинская полиция и Интерпол
Более того, несколько лет назад репортеры уже замечали на странице одной из сестер в соцсетях еще одну пропавшую картину из «черной книжки» Гудстикера — работу знаменитого голландского мастера натюрморта XVII века Абрахама Миниона. Найти эту картину пока также не удалось, однако складывается впечатление, что дочеря Кадгиена прекрасно знают, кем был их отец, и не собираются расставаться с его наследием, какой бы кровавый след за ним ни тянулся.
Сейчас считается, что из коллекции Гудстикера найдено и возвращено наследникам около 200 экспонатов. Наследницей коллекции является 81-летняя Марей фон Сахер.

Остается только надеяться, что власти Аргентины на этот раз возьмутся за семью Кадгиена всерьез. Возможно, что две картины из коллекции Гудстикера — далеко не все, что удалось вывезти финансисту Герлинга из рушившегося Третьего рейха.
Впрочем, жаркая латиноамериканская страна известна своим лояльным отношением к беглым нацистам и их потомкам, так что в этой истории может случиться еще много интересных поворотов.
