Процесс Мазан, начавшийся 2 сентября, стал ярким отражением человеческой природы — сочетая элементы отчаяния и храбрости, подобные греческой трагедии. Этот процесс связан с тревожной серией событий, происходивших на протяжении десятилетия в маленьком провинциальном городке неподалеку от Авиньона, Франция.
Доминик Пелико, 71-летний пенсионер-электрик, предстал перед судом за то, что подсыпал наркотики своей жене, Жизель Пелико, и использовал онлайн-платформу для организации изнасилований её с участием мужчин, пока она была лишена сознания. Этот ужасный опыт касался 83 мужчин, 50 из которых сейчас проходят сопутствующие юридические процедуры наряду с Пелико.
Власти считают, что Жизель подвергалась сексуальному насилию почти 200 раз в период с 2010 по 2020 годы — то есть насилие происходило дважды в месяц на протяжении десяти лет. Несмотря на то, что некоторые преступники осознавали, что она действительно без сознания, и выбирали покинуть место преступления, никто не сообщил о преступлениях, пока Доминик не был арестован за съемку женщин в супермаркете в 2020 году, что привело к расследованию его обширных электронных архивов.
Это дело вскрывает ряд трагических тем: ужасные поступки, совершенные обычным человеком в своих семидесятых, предательство преданной жены и матери, превращение обычных граждан в насильников и жертву, чья непоколебимая достоинство отразилась по всей стране. Этот процесс служит болезненным свидетельством предательства, ужасной трусости, но также и невероятной храбрости.
Медийная реакция на процесс была ошеломляющей, поднимая критические обсуждения о последствиях этого массового случая изнасилования для восприятия французской сексуальной этики. Способствует ли прославленная сексуальная открытость Франции созданию среды, где насильники вроде Доминика Пелико могут действовать безнаказанно?
Трагическое прошлое таких фигур, как Фред и Розмари Уэст в Англии или пленение Наташи Кампуш в Австрии, не обязательно определяет национальную идентичность, однако они также иллюстрируют самые темные способности человечества и стойкость выживших. Жизель выразила мрачное чувство: «Я была принесена в жертву на алтаре порока.»
В современном ландшафте, формируемом движением #MeToo, это дело также подвергает анализу французскую мужественность и патриархальные нормы. Политики и комментаторы, включая Оре́льена Руссо и Карима Риссоли, высказали необходимость общественного осознания по поводу мужественности.
Статистика показывает, что 96% сексуальных преступлений во Франции совершаются мужчинами. Рост числа заявленных случаев, с 12 941 в 2017 году до почти удвоения пятью годами позже, свидетельствует о более серьезном подходе со стороны судебной системы. Тем не менее, тревожно, что только 6% предполагаемых насильников получают приговор — яркое напоминание о недоработках юридической системы.
Между 2017 и 2022 годами средний срок заключения за изнасилование немного увеличился с 10 до 11 лет. В сравнении, строгие наказания во Франции за сексуальные правонарушения относятся к самым суровым в Европе, с пожизненным заключением, применимым в серьезных случаях.
Юридические определения сексуального насилия значительно изменились с 1790-х, однако общественные установки остаются фрагментированными. Хотя призывы к коллективному пересмотру мужественности обретают популярность, некоторые утверждают, что широкие обобщения о мужчинах как потенциальных насильниках опасны и недействительны.
Процесс рассматривает каждого из обвиняемых индивидуально, раскрывая разнообразные биографии и мотивации. Многие отказываются принимать на себя ответственность, лишь оправдывая свои действия, опираясь на собственные представления о согласии, в то время как другие выражают раскаяние. Жизель подчеркивает, что не все мужчины вели себя так, как её обидчики, и критикует попытки обобщать поведение мужчин.
Писательница Кэролайн Фурест подчеркивает, что общественные реакции на подобные случаи значительно изменились после #MeToo. Наблюдатели отмечают беспрецедентную общественную поддержку Жизель, когда зрители аплодируют её храбрости на процессе.
Эта коллективная поддержка подчеркивает необходимость признать Жизель не только как жертву, но и как героиню, укрепляющую её активность и достоинство. Её путь и призыв к справедливости глубоко резонируют, ободряя всех жертв сексуального насилия чувствовать связь и поддержку.
В конечном итоге, смелость Жизель поделиться своей мучительной историей служит источником вдохновения, поощряя открытость при одновременном оспаривании восприятия вины и стыда в этих преступлениях.