Используя этот сайт, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и Условиями использования..
Accept
Newslive24Newslive24Newslive24
  • Главная
  • Новостные рубрики
    • Вождение
    • Воспитание детей
    • Еда и напитки
    • Здоровье и фитнес
    • Красота
    • Мода
    • Недвижимость и дом
    • Путешествия
    • Роскошь
    • Секс и отношения
  • Закладки
  • Контакты
Поиск
  • Advertise
© 2024 Newslive24.ru. Все новости, которые имеют значение.
Reading: Страдающая классика: историку — о тех, кого берут в будущее
Поделиться
Войти
Уведомление
Размер шрифтаAa
Newslive24Newslive24
Размер шрифтаAa
Поиск
  • Главная
  • Рубрики
    • Роскошь
    • Недвижимость и дом
    • Путешествия
    • Красота
    • Воспитание детей
    • Мода
    • Вождение
    • Секс и отношения
    • Еда и напитки
    • Здоровье и фитнес
  • Закладки
  • Дополнительно
    • Карта сайта
  • Контакты
Have an existing account? Войти
Следуйте за нами
  • Advertise
© 2024 Newslive24.ru. Все новости, которые имеют значение.
Newslive24 > Blog > Секс и отношения > Страдающая классика: историку — о тех, кого берут в будущее
Секс и отношения

Страдающая классика: историку — о тех, кого берут в будущее

Newslive24
Последнее обновление: 10.08.2025 03:02
Newslive24
Поделиться
7 мин на чтение
Страдающая классика: историку — о тех, кого берут в будущее
Поделиться

Страдающая классика: историку — о тех, кого берут в будущее

Антонио Котти. «Данте в Вероне», 1879

Олег Воскресенский погружается в историю культуры, чтобы разобраться, кто из её героев добрался до наших дней и кого возьмут в будущее. А «Страдарий» под кураторством автора этой колонки запускает годовою программу по истории искусства «Страдарий.проба»

Страдающая классика: историку — о тех, кого берут в будущее

Песни 10–12 дантовского «Чистилища» посвящены гордецам. Эдакий правосознательный триптих, занимающий важное положение в архитектуре поэмы о загробном воздаянии. В качестве художественной рамки Данте использует мастерское описание рельефов, вырезанных Богом на стенах и полу этого первого уступа спасительной горы. На стенах божественный скульптор изобразил Благовещение, пляшущего перед ковчегом царя Давида, Траяна, смиренно отказывающегося от великой войны, чтобы помолиться какой-то вдове о скорбящей.

В 12-й песне Вергилий велит поэту пристать к украшению пола. На нём, водя в барельефе (Данте не уточняет), чередуются отрицательные герои Ветхого Завета и греко-римской древности. За ними, вышенаписанными на торте, подан горделивый Трой, павший в прах. Перед нами эдакое типологическое сопоставление древностей, призванное продемонстрировать зрителю-поэту, как проходит слава этого мира и как благодатно смирение. Обычное дело для Средневековья.

Весь движ в этом триптихе сосредоточен на центральном панно, в 11-й песне. Здесь Данте выдает нам три социальных типа гордеца: тосканский сельский помещик Омерто Альдобрандини, художник-миниатюрист Одиризиз из Губбио и сеньорский гибеллин Провенцано Сальвани. Одиризиз славился своими рукописями в центральной Италии последней трети XIII века и где-то успел познакомиться с юным Данте, когда тот начинал писать стихи. Поэту для Данте он образец успешного художника, со всеми его достоинствами и недостатками. Сделав приятеля образцом гордыни, Данте, естественно, бичует и самого себя — не зря он задумчиво склоняет голову. Одиризиз же раздражается целой речью. И в этой речи я склонен видеть редкий для 1300 года случай саморефлексии большого искусства. Чтобы уловить суть, передам её в прозе, максимально близком к оригиналу переводу.

«Ой, ты же Одиризиз, часть Губбио, часть того искусства, что в Париже зовётся иллюминацией!» Этот говорит: «Братец, сильной смеется пергамент под кистью Франка из Болоньи, ему теперь вся слава, моя забыта. В жизни я точно не стал бы любезничать на его счет, потому что в сердце сам жаждал славы. За это желание здесь и расплачиваются, но и сюда я бы не попал, если бы не обратился к Богу со временем, когда еще мог грешить. О тщеславии людских потуг! Как краток срок у зеленей на вершине, если не наступают тяжелые времена!» Чима буэт вот считал себя победителем в живописи, а теперь все кричат о Джотто, и слава того затмилось. Один Гвидо у другого забрал славу в словесности, а может быть, уже родился тот, кто выгонит обоих из гнезда. Мирская слава не более, чем дуновение ветра, дует туда-сюда и меняет имя с поминанием. В чем разница в твоей славе, если плоть ты сбросишь старой или умрешь, не успев сказать «моя» или «дзинь», и прежде, чем пройдет тысяча лет? Тысяча лет, которая для вечности короче, чем взмах рисницы для самой медленной небесной сферы!»

Одиризиз знал, о чем говорит. Они с Чимабуэ неплохо зарабатывали, все их знали. И что? Чимабуэ знаем и мы, Одиризиз историки искусства безуспешно пытались приписать нескольким красивым рукописям — это все. Если бы не Данте, боюсь, забыли бы вовсе. Но художник сам очень метко — пусть устами великого поэта — сказал, в чем суть проблемы: «Как краток срок у зеленей на вершине, если не наступают тяжелые времена!» (92-93) Иными словами, если тебе, таланту, улыбнется удача, словил хайп, славу и гонад, это не значит, что тебе уготована бессмертие. Как писал в 1980-х годах покойный Илья Кабаков, «в будущем возьмут не всех». И не без самиронии добавлял: «меня не возьмут». По счастью, ошибся, и стал классиком. Но в замечании Одиризиз добавлено очень важное размышление: если за твоей цветущей эпохой следуют упадок, застой, катастрофа, это как раз и может дать шанс остаться в веках. Потому что в нормальное время добрая земля порождает таланты, люди к ним тянутся, говорят о них, платят им гоноры и бросают в воздух чепчики. И это уже не просто средневековое морализаторство на тему бренности всего и вся. Это меланхолический взгляд на историю культуры с точки зрения вечности. Если не вечности, то движения звездной твёрдости с её прецессией на один градус в столетьях, о которой современники Данте знали не хуже нас. Поэту его собственный литературный подвиг, «Комедия», тоже ставится здесь под вопрос: может быть, уже родился тот, кто выгонит его лишнейГвидо (Джино). А может, и не родится.

Напрашивается довольно парадоксальный вывод философического свойств. В человеческой культуре мало что сравнимо в непростояности с классикой. За прошедшие 125 лет Россия сменила школьные каноны не раз и не два. Даже не три. Фактически каждое поколение заново собирает свои каноны, закрепляет их школьными программами, рекомендациями власти, то следуя моде и глазу народа, то формируя и то, и другое подручными средствами. Вроде бы посреди катаклизмов и перемен остаются на своих пьедесталах и вне подозрений непререкаемые «наши все». Но кого-то периодически приходиться подвинуть, заменить на нужные сегодня, на злобу дня имена. Кто-то из живых простра­фился и попал в аши, кого-то поменяют просто потому, что все же не успеть.

Каждое поколение, говорил один мой покойный французский друг, филолог-классик, должно переиздавать своих классиков. Только это обеспечит каждый раз их новое прочтение и обеспечит им жизнь хотя бы в наших сердцах. Детям, когда подрастут, придется переиздавать их заново, в том числе, тратя на это немалые средства, время, душевные силы. Культура — дорогое удовольствие. Но если мы, оказавшись на выставке современного художника или перед очередным небоскребом, хотим понять, возьмут ли эту штуковину в будущее, следует не забывать о строителях Парфенона. И об Одиризиз из Губбио.

Борис Джонсон выступил в караоке клубе
Член религиозной секты стал замдиректора школы и снял десятки видео под юбками учениц
Женщина решила не прерывать беременность по совету врачей и родила тройню
Пожилой мужчина восстановил эрекцию после необычного эксперимента в постели
Компания Lumi Polar анонсировала новый проект Gorki Lake

Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей

Будьте в курсе событий! Получайте самые свежие новости прямо на свой почтовый ящик.

    Регистрируясь, вы соглашаетесь с нашими Условиями использования и соглашаетесь с правилами обработки данных, изложенными в нашей Политике конфиденциальности. Вы можете отказаться от подписки в любое время.
    Поделиться новостью
    Whatsapp Whatsapp Reddit VKontakte Telegram Копировать ссылку Печать
    Поделиться
    Предыдущая статья Выбор ресторана: итальянский ужин, сезонные деликатесы и напитки на пляже Выбор ресторана: итальянский ужин, сезонные деликатесы и напитки на пляже
    Следующая статья Что такое таурин и чем он полезен Что такое таурин и чем он полезен

    Мы в сетях

    69.1kFollowersFollow
    136kSubscribersSubscribe
    4.4kFollowersFollow
    23.8kReadersFollow

    Последние новости

    Россияне обозначили вещи, создающие комфорт в доме
    Россияне обозначили вещи, создающие комфорт в доме
    Недвижимость и дом
    16.09.2025
    Жильцы аварийного дома обратились с жалобами на руины и отсутствие условий
    Жильцы аварийного дома обратились с жалобами на руины и отсутствие условий
    Недвижимость и дом
    16.09.2025
    Четыре совета для максимальной пользы от завтрака россиянам
    Четыре совета для максимальной пользы от завтрака россиянам
    Еда и напитки
    16.09.2025
    Певец повторил трюк культовой рок-группы с пенисом и поплатился
    Певец повторил трюк культовой рок-группы с пенисом и поплатился
    Секс и отношения
    16.09.2025
    //

    Newslive24.ru – ваш надежный источник актуальной информации.

    Подпишитесь на нашу рассылку новостей

      Newslive24Newslive24
      Следуйте за нами
      © 2024 Newslive24.ru. Все новости, которые имеют значение.
      • Главная
      • Новостные рубрики
      • Закладки
      • Контакты
      newslive24.ru newslive24.ru-transparent
      С возвращением!

      Войдите в свою учетную запись

      Имя или email адрес
      Пароль

      Забыли пароль?