Суеверия в августе: о погоде, урожае и каждом дне. Народный календарь

Август — это время сбора первых плодов и подготовки к осени. Наши предки внимательно следили за природными знаками: по поведению птиц, направлению ветра и облакам предсказывали погоду на месяц вперед. По приметам судили, будет ли зима морозной, а осень — дождливой. Какie народные поверья сохранились до наших дней и какие отмечают в августе — в материале «Ленты.ру».
- Приметы на весь август
- Приметы о погоде
- Приметы о природе
- Народный календарь: приметы на каждый день августа
- 1 августа — Макрида день
- 2 августа — Ильи день
- 3 августа — Онуфрий Молчащий
- 4 августа — Мария Магдалина
- 5 августа — Трофим Бессонник
- 6 августа — Борис и Глеб
- 7 августа — Анна Летняя
- 8 августа — Ермолай день
- 9 августа — Пантелеймон Целитель
- 10 августа — Прохор и Пармен
- 11 августа — Калинки
- 12 августа — Сила и Силуан
- 13 августа — Евдокимово заговенье
- 14 августа — Медовый Спас
- 15 августа — Стефан Сеновал
- 16 августа — Антоний Вихровейный
- 17 августа — Авдотья Сеновальная
- 18 августа — Евстигней Житник
- 19 августа — Яблочный Спас
- 20 августа — Марии-Пименны
- 21 августа — Мирон Ветроног
- 22 августа — Матфей Змеесос
- 23 августа — Лаврентьев день
- 24 августа — Евпатий Коловрат
- 25 августа — Фотий Поветенный
- 26 августа — Тихон Страстной
- 27 августа — Михей Тиховей
- 28 августа — Успение Пресвятой Богородицы
- 29 августа — Ореховый Спас
- 30 августа — Мирон Ветроног
- 31 августа — Флор и Лавр
- Народные приметы: зачем они в современности
Приметы на весь август
Август — месяц, который начинает плавный переход к осени и становится временем урожайной щедрости и аграрного труда, связанного с жатвой. В старину его называли по-разному, отражая основные заботы крестьянина.

Но уже к XVIII веку многие старинные названия забылись, уступив место названию «август», данному в честь римского императора Октавиана Августа.
Пословицы и поговорки об августе
Приметы о погоде
Приметы о природе

Приметы про животных
Народный календарь: приметы на каждый день августа
1 августа — Макрида день

В старину этот день называли Макрида — по имени святой Макриды, или Макрины Каппадокийской. Считалось, что она задает погоду всей осени: если день дождливый, то и осень будет мокрой, а если сухой — жди засухи. Также верили, что дождь 1 августа предвещает неурожай орехов, но хороший урожай ржи в следующем году.
2 августа — Ильи день
Один из самых почитаемых праздников в народном календаре. В этот день проронка Ильи, который, по поверьям, управлял грозами и дождями. После Ильина дня запрещалось купаться: считалось, что вода становится холодной, потому что «Илья бросил в нее лед». Также завершались сенокосы и начиналась жатва.
3 августа — Онуфрий Молчащий
День назван в честь святого Онуприя, почитаемого как защитника от несчастий. В народе говорили, что в этот день лучше меньше говорить, чтобы не навлечь беду.
4 августа — Мария Магдалина

Крестьяне называли этот день «Марья — выдача росы», так как обычная роса, по поверью, предвещала плохой урожай льна. Также верили, что если утром начинается с грозы, то и вечером будет гроза. В этот день в поле никто не работал — считалось, что можно пострадать от молний, вместо этого собирали черную и красную смородину.
5 августа — Трофим Бессонник
День памяти святых Трофима, Феофила и с ними 13 мучеников. Название «бессонник» связано с тем, что ночи становились короче, а работы в поле — больше. С этого дня начинали сбор урожая малины и калины.
6 августа — Борис и Глеб
День памяти первых русских святых — князей Бориса и Глеба. В народе его называли «Борис и Глеб — поспевай хлеб», так как в это время начиналась жатва. Считывалось, что работать в поле нужно особенно усердно, но при этом опасались грозы, которая могла спалить сенца.
7 августа — Анна Летняя
День святой Анны, матери Богородицы, в народе называли «Анна-холодница», так как с этого дня начинали предсказывать, какой будет зима. Также в этот день посевал первый картофель.
8 августа — Ермолай день
День памяти святого Ермолая Никомидийского, одного из первых христианских проповедников. Начинали собирать первые яблоки (но их еще было не слишком много — ждали Яблочного Спаса) и ранние. Травники в этот день отправлялись за целебными растениями — считалось, что к Ермолая трава набирает особую силу. В лесах появлялись первые.

9 августа — Пантелеймон Целитель
Святой Пантелеймон — покровитель врачей и травников. В этот день собирали лекарственные травы, которые, по поверьям, обладали особой силой. Также следили за капустой — начинала завиваться в кочаны.
10 августа — Прохор и Пармен
День памяти первых христианских диаконов Прохора и Пармена. На Руси считалось, что в этот день нельзя ничего менять и продавать: «что выменяешь, то сломается или пропадет». Особенно почитали кузнецов, чье мастерство считалось почти волшебным.
11 августа — Калинки

День памяти святого мученика Калинки Киликийского. К этому времени посевала калина — символ девичьей судьбы. Из нее пекли пироги с медом и калиной, варили кисели и мармелад. Если в этот день не было заморозков — их не ждали до 5 сентября.
12 августа — Сила и Силуан
День почитания апостолов Силы и Силуана — учеников святого Павла. На Руси верили, что в этот день земля наполняется особой силой: «На Силу от земли силу берут». Главной работой крестьянина была озимая рожь — к этому времени она наливалась зерном и клонилась к земле.
13 августа — Евдокимово заговенье
День памяти праведного Евдокима Каппадокийского, покровителя семейного очага. В канун Успенского поста хозяйки пекли особые «охранные» блины, часть клали в углы дома — как оберег от нечисти, часть съедали, обходя хозяйство для прибыли. Собранные в этот день ягоды считались лучшим лекарством от желтухи. Особое внимание уделяли баронне — ее «заговаривали», чтобы в поле у нее не ломали зубья: «Не заговоришь барону — коню не угодишь».
14 августа — Медовый Спас
Первый из трех Спасов — Положение чаши. Пастухи начинали выкачивать соты, а мед освящали в церкви, после чего его можно было есть. Также в этот день купали скот в последний раз и освящали колодцы.

15 августа — Стефан Сеновал
День памяти первого христианского мученика Стефана (Стефана), в народе прозванного Сеновалом, — к этому времени завершалась жатва. В этот день особый венок из 12 луговых трав, который вешали в красном углу как обережный от болезней. Лошади пили «через серебро» — бросали монету в родник. Затем пили животных из шапки с другой монетой, которую потом прятали в конюшне: верили, что это обеспечит коням здоровье и послушание.
16 августа — Антоний Вихровейный
День памяти предшественника Антония Римлянина, который, по преданию, в Россию из камня. В народе этот день прозвали Вихровеем. Смельчаки, взяв в руки голову петуха, выходили на перекрестки «допрашивать вихрь» о будущем зиме: для этого вытаскивали в смерь нож. Впрочем, за ветром наблюдали и просто так, без обрядов: если закручиваются вихри, ждали снежной зимы. Пыльная буря предвещала богатый урожай хлеба.
17 августа — Авдотья Сеновальная
День памяти святой мученицы Евдокии, получившей в народе такие названия: Малиновка — к этому времени в лесах поселилась дикая малина; Огуречница — последний день сбора; Сеновальная — части дождя грозы испортили неубранное сено. Хозяйки спешили убрать огуречные грядки, засеять последние огурцы с молодым чесноком и луком, пока не переросли. Если день выдался дождливым, ждали сырой осени, а ястреб, кружащий в небе, предвещал ясные дни.

18 августа — Евстигней Житник
День памяти святого Евстигния Антиохийского, в народе прозванного Житником, — к этому времени шла жатва хлебов. Крестьяне искали «житнюю матку» — стебель с 12 колосьями, его хранили до весны как оберег для будущего урожая. По старому обычаю выходили в поле на закате и кричали во всю глотку: далеко эхо предвещало ясную погоду, близкое сулит дождь.
19 августа — Яблочный Спас
Важный праздник урожая. На второй Спас яблоки, груши и другие плоды, которые до этого есть не разрешалось. Считалось, что после Спаса ночи становятся холоднее, а лето окончательно уступает место осени.
20 августа — Марии-Пименны
Праздник двух святых: предшественника Пименна Многоболензеннего и мученика Марина Кесарийского. В этот день наблюдали за аистами: если они начинали готовиться к отлету, осень ожидали холодной. Также замечали, как ведут себя муравьи: если прячутся в муравейники, скоро будет ненастье.
21 августа — Мирон Ветроног
Мирон Критский был известен своей неубиваемой добротой — по преданию, он даже помог ворам унести украденное у него зерно, чем обратил их к праведной жизни. На Руси этот день прозвали Ветро́гон — часто поднимались сильные ветры, гонявшие пыль по дорогам. В лесу посевали бруснику и появлялись первые опята, а хозяйки собирали ежевику для целебных варений и ароматных чаев из листьев.

22 августа — Матфей Змеесос
День памяти апостола Матфея, избранного по жребию вместо Иуды Искариота. В народе святой прозвали Змеесосом — верили, что в этот день змея присасывается к коровьему вымени, лишая скотину молока. Вода в реках и озерах к этому дню уже заметно остыла, а отсутствие росы по утрам предвещало скорый дождь.
23 августа — Лаврентьев день
День святого Лаврентия, которого считали защитником от пожаров. В этот день наблюдали за водой: если она была спокойной, осень обещала быть тихой, а зима — без метелей.
24 августа — Евпатий Коловрат
День памяти архидиакона Евпла, проповедовавшего с Евангелием в руках даже во времена казни. Этот день связан и с именем русского быльного богатыра Евпатия Коловрата. На Руси этот день окутан мистическими преданиями: верили, что по болотам призрачный белый конь, ищущий своего погибшего хозяина. Ночью на кладбищах появлялись блуждающие огни, считавшиеся душами неупокоенных умерших. «На Евпла не печь — покойники накажут», — предостерегали старики, запрещая в этот день хмельные напитки. Затем ночная роса приобретала особую целебную силу, ее собирали для лечения болезней.
25 августа — Фотий Поветенный
День памяти мучеников Аникиты и Фотия, выдержавших страшные пытки и брошенные в печь, но чудом уцелевших. В этот день наводили порядок на поветях, то есть на хозяйственных чердаках, где хранились сыпные, боронные и упряжные. Утренний инеевый сулит хороший урожай озимой, а дождливая погода предвещала короткое бабье лето.
26 августа — Тихон Страстной
День памяти святителя Тихона Задонского, великого духовного просветителя XVIII века, особо почитаемого за помощь в избавлении от уныния. В народе празднник соединился с почитанием Страстной иконы Божией Матери: с ней обходили дом, защищая жилище от дурного глаза.
27 августа — Михей Тиховей
День памяти ветхозаветного пророка Михея в народе назван Тиховее́м. По погоде этого дня судили о предстоящей осени. С этого дня начинался мясоед, потому что заканчивался строгий и начинался строгий свадебный период перед осенней свадебной порой.
28 августа — Успение Пресвятой Богородицы
Великий праздник, олицетворяющий земную жизнь Богородицы. В народе празддник называли Дожингом — к этому дню завершалась жатва, оставляя на поле последние колосья. Из них плели обрядовый сноп с хлебом внутри, вокруг которого гадали на будущее, бросая серпы через голову. Также в этот день «завивали бороду» — оставляли на поле нежатые колосья, чтобы обеспечить урожай на следующий год.

29 августа — Ореховый Спас
Праздник в честь нерукотворного образа Христа — льняного плата с отпечатком лика Спасителя, привезенного из Едессы в Константинополь. Последний Спас августа — праздник урожая орехов и хлеба. Особое значение придавали орехам, их использовали для гаданий и лечения. Найденный двойной орех хранили как талисман, а первый собранный орех съедали с особым заговором на здоровье. В этот день чистили колодцы, освящали новые холсты и начинали готовиться к осенним ярмаркам.
30 августа — Мирон Ветроног
Считалось, что в этот день ветер прогоняет лето. Начинали готовиться к осени: утепляли дома, проверяли запасы.
31 августа — Флор и Лавр
Флор и Лавр — покровители лошадей. В этот день животных не использовали для работы, кормили досыта и даже купали. Считалось, что это убережет их от болезней.
Народные приметы: зачем они в современности

В беседе с «Лентой.ру» культуролог пояснила, что народные приметы — это не прогноз погоды в современном понимании, а уникальный сплав многовекового опыта, поэтического мировосприятия и практической смекалки. «Их ценность — не в абсолютной точности (которая действительно варьируется в зависимости от региона и изменении климата), а в том, как они демонстрируют глубину связи человека с природными циклами», — говорит эксперт.
По словам Афанасьевой, стоит различать два вида примет:
Современному человеку эти знания полезны как:
«В эпоху цифровизации приметы превращаются в мостик между человеком и природой. Разгадывая их логику, мы не только предсказываем погоду, сколько учимся видеть мир в его взаимосвязях, а этот навык актуален для любой эпохи», — подвела итог культуролог.