Ранее мои дети были увлечёнными читателями. В их начальной школе мы проводили много вечеров, погружённые в книги, как вместе, так и отдельно. Им нравилась фаза книжек с картинками, они исследовали «Отвратительные рифмы» и углублялись в произведения Майкла Морпурго и Малори Блэкман. Их интересы варьировались от серии «Ужасов» до романов Джуди Блум.
Однако с переходом в среднюю школу и увлечением смартфонами их энтузиазм к чтению начал угасать. То, что когда-то было любимым семейным занятием, теперь требовало постоянных напоминаний и стимулов, в итоге став бременем для старомодной матери, которая сокрушалась: «Никто не читает!»
Теперь у них есть доступ к разнообразным чтениям, включая неподобающие с их возрастом ужастики, контент, связанный с «Top Boy», и книги по саморазвитию Маркуса Рашфорда. Несмотря на то, что они готовы читать вместо выполнения домашних обязанностей, мои попытки мотивировать их наградами за чтение оказались в значительной степени неудачными. Я хотела, чтобы они испытали радость восприятия мира с разных точек зрения, но эту привычку, похоже, стало трудно развить.
Насколько эта проблема серьёзна? В возрасте 14 и 17 лет они добиваются успехов в спорте и искусстве, превосходящих мои способности. Но, возможно, мой опыт в области английской литературы окрашивает мои тревоги. Тем не менее, исследования показывают тревожную тенденцию: снижение детского чтения.
Недавний опрос, проведённый организацией BookTrust, показал, что чтение ради удовольствия среди младших детей сократилось; только 33% семилетних детей заявили о том, что им это нравится, по сравнению с 25% десятилетних. Более того, исследование фонда Coram выявило, что всего 7% учеников начальной школы считают чтение своим любимым отдыхом. Оба эти факта подчеркивают преимущества чтения, включая расширение словарного запаса, приобретение знаний, пользу для психического здоровья, улучшение внимания, критического мышления и развитие эмпатии.
Coram предлагает три стратегии для родителей: демонстрация положительных привычек чтения, контроль времени, проведенного за экраном, и использование библиотек. Но что делать, если вы уже реализовали эти стратегии и все равно сталкиваетесь с трудностями?
Я связалась с Сэмом Литом, автором обширной истории детской литературы под названием «Заброшенный лес», у которого также есть трое детей. Его взгляд на будущее чтения неожиданно оптимистичен. «То, что всего 7% детей указывают чтение как свое любимое занятие, все еще является обнадеживающей цифрой», — утверждает он. «Большинство детей, включая наших, ставят телевидение на первое место.»
Однако влияние интернета остается значительным. Он размышляет о прошлых беспокойствах по поводу влияния телевидения на читательские привычки и указывает на то, что вместо того, чтобы уменьшить количество чтений, оно изменило интересы. Для него современные эквиваленты, такие как романизации Fortnite или Minecraft, могут не всегда быть качественными, но они способствуют детскому читательскому опыту.
Лит подчеркивает, что многие известные авторы, такие как лауреат Букеровской премии Марлон Джеймс, отмечают необычные читательские опыты — такие, как комиксы, — как значимые для их развития. Кроме того, Национальная литературная ассоциация сообщила в прошлом году, что 40% детей в возрасте от 8 до 18 лет любят слушать истории в различных форматах, включая контент, созданный ИИ на платформах, таких как TikTok.
Признавая зависимый характер платформ, таких как YouTube и TikTok, Лит остается оптимистом, полагая, что книги обеспечивают уникальный интроспективный опыт, который экраны не могут воспроизвести. Они позволяют читателям устанавливать собственный темп в неконкурентной среде.
Более того, он отмечает языковую тенденцию: современные дети более вовлечены в текстовое общение, чем любое предыдущее поколение на платформах, таких как WhatsApp и Snapchat, что развивает их остроумие и языковые навыки. Это может потенциально привести к улучшению навыков письма по мере их роста.
На прошлой неделе статья в Atlantic подчеркнула тревожную тенденцию, когда студенты, поступающие в американские университеты, не могли осмыслить целые романы — не потому что у них отсутствовало желание, а из-за того, что их образовательный процесс сосредоточился на отрывках. Хотя британская образовательная система меньше страдает от этого, подобные тенденции присутствуют, сокращая литературу до экзаменационных тем.
Силлабус GCSE по английской литературе подвергся критике за то, что он вдохновляющий и устаревший. Летние проблемы с узким контентом и его значительной зависимостью от методов оценки были подняты Ассоциацией английского языка.
Джесси Рикетс, профессор психологии с двадцатилетним опытом исследований детского чтения, подтверждает, что в среднее образование надвигается кризис. Она отмечает, что значительная часть студентов не обладает необходимыми навыками грамотности для своего учебного пути, а высокая доля неудач на экзаменах по английскому языку GCSE в этом году усугубила проблему.
Рикетс предлагает исследовать разнообразные типы и форматы чтения, включая графические романы и нарративы видеоигр. Она считает, что ярлык «читатель» охватывает различные практики, предполагая, что читатели могут найти то, что откликается именно им.
Джеффри Боук, автор детских книг и бывший учитель английского языка, успокаивает, что большинство детей по-прежнему интересуются историями. Хотя социальные сети создают конкуренцию, он считает, что повествование в любой форме может удовлетворить человеческую потребность в связи, волнении и эмоциональном вовлечении.
Боук критикует концентрацию издательской индустрии на знаменитых авторах и классических перезагрузках, ставя под сомнение, отвечает ли современная детская литература актуальным темам, важным для сегодняшней молодежи.
Фрэнк Коттрелл-Бойс, новый детский лауреат, выражает как оптимизм, так и озабоченность. Он замечает, что существует процветающая потребность в определённых формах чтения, таких как BookTok, но беспокоится о снижении долгосрочного чтения. Он связывает изменения в внимании частично с пандемией, подчеркивая её влияние на способность детей различать работу и досуг.
Коттрелл-Бойс подчеркивает значение «узлов счастья», имея в виду ранние связи с книгами, которые способствуют устойчивости и радости в жизни детей.
Обсуждая академические вызовы, он задается вопросом, могла бы форма, в которой teaching чтению, оказаться более воздействующей, чем само чтение. Переход от жестких ожиданий учебной программы к формированию искреннего интереса может быть ключевым.
Размышляя о своем подходе, я осознаю, что, возможно, акцентировала культурную ценность чтения вместо его внутреннего волнения. На днях моя старшая дочь поделилась своим восторженным откликом на захватывающую книгу, напомнив мне о вечной притягательности литературы. Теперь я вижу, как она стремится к совместным чтениям, когда мы вместе погружаемся в истории.
В противовес этому мой опыт подчеркивает поколенческую эволюцию взаимодействия с историями. Моя младшая выразила желание снова прочитать популярные серии, и понимание приключения, заложенного в чтении, откроет путь для совместных исследований.
Мнения других родителей
Гайлс Корен делится своим опытом, отмечая, что оба его ребенка увлечены чтением, возможно, благодаря семейной атмосфере, сосредоточенной на литературе. Он взаимодействует с ними в литературе на ночь, читая разнообразных авторов.
Кэйтлин Моран признает свои первоначальные ожидания, что ее дети станут заядлыми читателями, будучи окруженными книгами в семье. Несмотря на ее усилия, дети стали тяготеться к визуальному повествованию и видеоконтенту, что иллюстрирует поколенческий сдвиг в вовлечении в нарративы.
Джанис Тернер принимает строгий подход, запрещая устройства в определенные часы для стимулирования чтения. Она находит детскую литературу, как, например, та, которая увлекает маленьких мальчиков, особенно эффективной, признавая, что ранняя радость от чтения может вырасти из основы веселья.
Люси Баннерман подчеркивает важность визуального повествования. Она изменяетNarrative experience, включая иллюстрированные истории в распорядок детей и экспериментируя с временем повествования вне времени сна, адаптируя свой подход к чтению среди насыщенных графиков.