Мука Марии Комптон в религиозной секте часто удивляет людей не из-за изоляции, а из-за признания этой группы легитимной в современном британском обществе. Её новая книга «Выход из веры» описывает её тревожное и тяжёлое время в христианской церкви Плимутских братств, где она столкнулась с множеством трудностей, включая жестокие отношения в браке, продолжавшемся более двух десятилетий, и сложную задачу воспитания нескольких детей, прежде чем наконец сбежать из этого подавляющего окружения.
Комптон подчеркивает, что её рассказ является личным и не представляет взглядов всех членов Братства. Эта секта, возникшая как религиозное движение в 1829 году, насчитывает около 46,000 последователей по всему миру, из которых примерно 16,000 живут в Британии. В ходе нашего разговора мы соблюдаем строгий конфиденциальный договор, чтобы защитить её анонимность; Мария Комптон не является её настоящим именем, и мне было предписано избегать обсуждения её внешности или акцента. Она говорит с оттенком колебания и решительности в голосе. Последствия её ухода были значительными.
В настоящее время, находясь в разлуке с детьми, Комптон выражает свою горечь: «Я никогда больше не увижу их, ни своих внуков, ни родителей, ни братьев и сестёр. У меня с собой есть эта глубокая печаль, но я не могу оценить свободу.»
Её опасения по поводу возможной идентификации происходят из заботы о семье, оставшейся в секте: «Они уже столько пережили. Я просто не хочу, чтобы они страдали ещё больше.»
Как представительница четвёртого поколения Братства, Комптон родилась в мире строгих правил, установленных предшествующими поколениями последователей. Её семейная история восходит к времени основания секты, когда она была простой евангельской группой. Со временем, однако, возросшие ограничения превратили её в сложную систему контроля.
Комптон было запрещено смотреть телевизор, пользоваться компьютерами или мобильными телефонами, слушать записанную музыку или участвовать в спортивных играх и купании, что привело к ограниченному детству, лишённому обыденных впечатлений. Учебные занятия также были под запретом, так как посещение университета и светская работа строго запрещались. Социальные взаимодействия ограничивались, чтобы предотвратить отношения вне сообщества Братства, даже семейные связи не поощрялись.
Специально для женщин внешний вид и поведение строго регулировались; им было запрещено носить косметику или брюки, и они должны были одеваться скромно. Разрешалось только носить обручальное кольцо в качестве украшения, и все правила поддерживались неопределёнными библейскими аргументами.
Комптон вспоминает индукцию: «Мы никогда не ставили это под сомнение. Если это говорил человек Божий, мы верили, что это правда.» Эта строгая приверженность основана на убеждении, что отделение от тех, кого считали мирскими, было необходимо согласно священным учениям. Члены сообщества жили в ожидании Успения — важного события, когда достойные Братства восходили на небеса, оставляя остальных сталкиваться с ужасными испытаниями.
С четвёртого года жизни Комптон боролась со страхом Успения и последствиями нарушения правил. Даже обычные разговоры с посторонними рассматривались как проступки. Она описывает всепроникающее чувство страха, которое преследовало её всю жизнь — настолько глубокий страх, что он оставался с ней даже после ухода.
Посещая местную школу, Комптон испытывала разочарование из-за исключения из типичных детских впечатлений. «Я ненавидела разделение: когда меня отправляли на улицу во время сборища, когда я пропускала образовательные поездки и была изолирована от своих сверстников во время обеда,» — объясняет она. В её семье роль женщин в основном определялась домашними обязанностями и подчинением мужьям.
Одним из самых тревожных аспектов истории Комптон является её длительное отношение с жестоким, abusивным супругом, которого она называет сексозависимым. Она подробно описывает эмоциональную и физическую травму, которую переносила, включая случаи изнасилования и крайней психологической манипуляции. Хотя она признаёт ту боль, которую он ей причинил, она также осознаёт, что он тоже мог быть сформирован своим опытом в секте.
Комптон проводит параллели с дистопическими нарративами, такими как «Рассказ служанки», наблюдая подводные течения угнетения и навязанного молчания среди женщин в своей секте. Хотя некоторые аспекты жизни Братства могут привлекать женщин, ищущих безопасности, она утверждает, что такие выборы не должны обходиться ценой автономии и голоса.
Размышляя о своём прошлом, Комптон вспоминает страх, связанный с уходом из Братства, обращая внимание на то, как её семья систематически исключала тех, кого считали «отторгнутыми». Это подчеркивало социальное давление, и эмоциональную тяжесть таких различий. Её разлука с детьми, выбравшими остаться в секте, сильно давит ей на сердце.
«Оглядываясь назад, я задаюсь вопросом. Должна ли была я сделать больше, чтобы убедить их уйти?» — размышляет она, признавая свои жертвы в стремлении к свободе. Она надеется донести послание о стойкости своим детям, мечтая о будущем воссоединении. «Сдаться на этом пути означало бы отказаться от них,» — утверждает она.
После многолетнего насилия и кризиса психического здоровья Комптон решительно решила изменить свою жизнь. Столкнувшись с отчаянием, она испытала момент ясности, который побудил её действовать решительно. «Когда стоит вопрос о жизни и смерти, ты понимаешь, что как бы ни возникали трудности, ты должен двигаться вперёд,» — говорит она.
С момента своего освобождения от Братства Комптон завела новую жизнь, находя радость в своей свободе выражать свою индивидуальность с помощью моды и образа жизни. В настоящее время она обручена со своим поддерживающим партнёром и подчеркивает важность равенства в новых отношениях, что является резким контрастом к её прежней жизни. «Я не думала, что выйду замуж вновь, но мой партнёр другой. Для нас равенство — это главное,» — делится она.
Комптон утверждает, что её история выходит за рамки простого разоблачения Плимутских братств; её цель — дать силу тем, кто стремится выбраться из угнетающих ситуаций, выступая за личную свободу и силу. «Выход из веры» Марии Комптон — это увлекательный рассказ о стойкости и надежде.