Эд Кирван, бывший педагог и движущая сила студии эмпатии, отстаивает идею о необходимости внедрения эмпатии в школьные программы. После успешного завершения своего десяти-недельного видео-курса, предназначенного для учащихся в возрасте от 5 до 18 лет, он утверждает, что эмпатию действительно можно обучать, и развитие эмоциональной грамотности у детей может помочь уменьшить вероятность будущих социальных волнений.
Он черпает вдохновение из Дании, где эмпатия является частью образовательной структуры для учащихся с дошкольного возраста до 16 лет. Этот подход соответствует неврологическим исследованиям, показывающим, что индивиды процветают за счет сотрудничества и установления отношений, при этом эмпатия считается фундаментальным навыком.
Итак, можно ли научить эмпатии? Безусловно. Вспоминая свои собственные годы обучения, я помню, как мы практиковали эмпатические навыки в парах, меняя роли клиента и терапевта. Это включало в себя осмысление чувств другого человека, оценку своих собственных эмпатических реакций и получение конструктивной обратной связи.
Эти базовые опыты продолжают оказывать влияние на мою практику, позволяя мне искренне взаимодействовать с другими, сохраняючи при этом свою эмоциональную устойчивость. Очень важно найти баланс; чрезмерная эмпатия может привести к тому, что я буду подавлен чужой скорбью, что помешает мне эффективно помогать им.
Тем не менее, тема сложна и не может быть сведена лишь к положительному ответу. Хотя эмпатия часто обсуждается, она зачастую некорректно представляется или приравнивается к симпатии и жалости. Истинная эмпатия заключается в том, чтобы поставить себя на место другого человека и искренне переживать его эмоциональное состояние.
Дэниел Гоулман в своей влиятельной книге «Эмоциональный интеллект» (1999) предполагает, что эмпатия происходит от самосознания: те, кто лучше понимает свои собственные эмоции, как правило, способны лучше понимать других. Это порождает дискуссию о том, можно ли научить эмпатии. Хотя некоторые считают, что эмпатия — это врожденное качество, мой клинический опыт показывает, что мы можем обучать людей эмпатии и ее значимости.
Тем не менее, для развития эмпатии важно ее переживание. Мы учимся эмпатии через ролевые модели: родителей, друзей и педагогов. Когда мы чувствуем, что нас признают и понимают, мы становимся более склонными распространять это понимание на других. Это создает системную проблему: если учителя сами чувствуют себя незамеченными, это может уменьшить их способность предлагать эмпатию в ответ.
Требования к педагогам значительны, охватывающие все — от разрешения конфликтов на переменах до содействия развитию самосознания. Многие педагоги могут утверждать, что эмпатия, наряду с другими социальными и эмоциональными компетенциями, является неотъемлемой частью образовательного процесса.
Хотя некоторые аспекты этих навыков рассматриваются в RSHE (Образование о взаимоотношениях, сексе и здоровье), которое учит учащихся выражать и понимать свои собственные и чужие эмоции, дополнительные программы, такие как курс Кирвана, могут существенно поддержать перегруженных учителей. Предоставление готового контента и структур уроков вместе с обучением может стать ценным дополнением к RSHE. Однако для обеспечения эффективности также требуется участие родителей; понимание эмпатии у ребенка не может развиваться, если его домашняя среда лишена эмоциональной грамотности.
Для достижения положительных долгосрочных результатов инициатива должна быть реализована в сотрудничестве с родителями, наделяя их средствами для укрепления обучения детей дома с помощью совместных материалов и стратегий для содействия эмоциональному росту.
Как подчеркивает Кирван, социальные потрясения, свидетелями которых стали жители Британии этим летом, подчеркивают настоятельную необходимость в большей эмпатии. Тем не менее, важно осознавать, что одна лишь эмпатия может не предотвратить деструктивное поведение. Способность к саморегуляции, эмоциональному осознанию и управлению импульсами имеет жизненно важное значение для предотвращения действий, вызванных повышенными эмоциями, такими как гнев или раздражение.
Это двусторонний процесс. Например, когда я сталкиваюсь с неожиданной платой от сотрудников авиакомпании, моя эмпатия к их ситуации не погасит автоматически моё раздражение. Признание их человечности может изменить мою реакцию, направив меня на регуляцию своего гнева, а не на неэффективные всплески эмоций.
Внедрение эмпатии с раннего возраста является крайне важным для всех детей. Хотя это становится более сложным для освоения во взрослой жизни, это, безусловно, достижимо. Я вспоминаю клиентку, которая часто приходила ко мне в офис в состоянии беспокойства, потому что ее партнер закрывался, когда она выражала огорчение. Его отстраненность заставляла её чувствовать себя изолированной, что побудило меня предложить подумать о том, какие факторы влияют на его поведение. Сначала она выглядела озадаченной.
После более глубокого анализа она начала осознавать его историю — отмеченную алкоголизмом матери и эмоционально отсутствующим отцом. Когда она обдумала его переживания, её точка зрения изменилась, кульминируя моментом осознания, который вызвал в ней сострадание к нему. Слезы наполнили ее глаза, когда она произнесла: ‘Он сильно ранен… как и я… и я вдруг чувствую его боль — я хочу обнять его.’
Психологическое понимание показывает, что широта наших эмоциональных возможностей тесно связана с нашей генетикой, обстоятельствами и жизненным опытом. Учитывая всю сложность, связанную с эмоциональным интеллектом, необходимо развивать реляционное сознание и эмпатию, желательно начиная с раннего детства.
Чем раньше эмпатия проявляется и усваивается, тем вероятнее, что люди будут расширять ее на других, что в значительной мере повлияет на наше общее счастье. Суть нашей жизни глубоко связана с нашими отношениями, и эмпатия служит основополагающим столпом в этом взаимодействии.
Юлия Сэмюэль — психотерапевт и автор.