Во время локдауна для меня всё стало яснее. Я вошла в комнату дочери посреди учебного дня. Она была подключена к своему онлайн-уроку, голос учителя доносился из динамиков. Пол завалило карандашами, учебниками и рабочими листами, но моя дочь сидела в углу своей комнаты, полностью погружённая в примерку купальников. В этот момент я поняла, что на самом деле происходит.
Ранее я воспринимала её нежелание заниматься учёбой как бунтующее поведение. Как работающая мать, часто отсутствующая дома, я считала, что её безразличие — это попытка привлечь моё внимание.
Но, увидев смущение на её лице, когда она стояла там, я поняла, что это не связано с желанием привлечь внимание — никто её не видел. Это не был бунт; она вошла в класс, чтобы избежать неприятностей за пропуск, но когда урок начинался, сосредоточиться она не могла.
Когда ей поставили диагноз ADHD, мы не удивились. Однако нас поразило, что она на протяжении многих лет испытывала академические трудности, проявляя явные признаки ADHD, но ни один из её учителей не предложил нам рассмотреть этот вопрос за почти десятилетнее обучение.
ADHD, или синдром дефицита внимания и гиперактивности, влияет на поведение и обучение. Дети с ADHD часто испытывают трудности с концентрацией и организацией задач, сталкиваются с проблемами управления временем, и могут проявлять импульсивность и гиперактивность.
ADHD является распространённым состоянием среди детей; согласно данным The Lancet, около 5 процентов детей подвержены этому. К сожалению, наша образовательная система не всегда способна распознавать эти вызовы, что значит, что многие дети не получают необходимую дополнительную поддержку. Текущая школьная система часто не учитывает потребности тех, кто испытывает трудности с фокусировкой или мотивацией к самостоятельному обучению.
С момента диагноза моей дочери я поняла, что многие родители вокруг меня имеют детей с ADHD или сталкивались с этим сами. На национальном уровне, похоже, наблюдается значительный рост: исследование UCL, проведённое с 2010 по 2018 год, указывает на 20-кратное увеличение диагнозов ADHD среди мальчиков.
Эта тенденция не ограничена Великобританией. В Соединенных Штатах данные показывают, что примерно 11 процентов детей в возрасте от 13 до 17 лет получили диагноз ADHD.
Кроме того, количество людей, которым назначают медикаменты для лечения ADHD, резко возросло. Исследование Nuffield Trust обнаружило 51-процентное увеличение назначений медикаментов для ADHD в период с 2019 по 2022 год.
Некоторые голоса ставят под сомнение этот рост диагнозов и выражают озабоченность по поводу чрезмерного маркирования и ненужной медицинализации поведения, которое, по их мнению, является лишь чертой личности.
Я согласна с тем, что поспешные диагнозы и чрезмерная медикация имеют реальные последствия. Как человек, который успешно учился в образовательной системе — я люблю учиться и могу долго концентрироваться, — я выступаю за строгие методы обучения. Однако мы должны признать, что повышение академических стандартов не равнозначно удовлетворению потребностей нейрофицированных студентов.
Для улучшения ситуации необходимо предпринять несколько шагов.
Во-первых, крайне важно, чтобы учителя имели необходимую подготовку и ресурсы для поддержки учеников с ADHD, так как они часто являются первыми профессионалами, замечающими трудности в образовательной среде детей.
Теперь школы обязаны нанимать специального координатора по образовательным потребностям (SENDCo), ответственного за координацию поддержки детей с особыми образовательными потребностями. Их роль заключается в координации помощи и консультировании учителей.
Хотя SENDCo имеют важное значение, они часто совмещают несколько обязанностей. Поэтому мы должны либо создавать специализированные должности SENDCo на полный рабочий день, либо увеличивать их количество в школах, чтобы справиться с растущей нагрузкой. Кроме того, недостаточно времени и вознаграждений для их ролей также имеет значение.
Во-вторых, мы должны признать, что академическое обучение — это не единственный путь к успеху. Хотя важно поддерживать высокие стандарты в образовании, каждый ребёнок должен иметь возможность исследовать свои интересы за пределами традиционных академических дисциплин. Занятия творческой деятельностью, такой как музыка, театр и искусство, могут вдохновить детей и повысить их самооценку.
В-третьих, мы должны переосмыслить, как мы поддерживаем детей с ADHD. Увеличивающееся количество молодых людей получает медикаменты лишь для того, чтобы справиться с учебным днем. Хотя медикаменты могут быть полезными — моя дочь на каком-то этапе пробовала этот путь — ощущается глубоко неправильным, что дети должны прибегать к амфетаминам, чтобы сдать свои экзамены. Если медикаменты — это единственный способ добиться успеха, значит, что-то глубоко неправильно в нашей системе.
Принятие этих шагов крайне важно, потому что в настоящее время многие дети воспринимают школу как что-то, что нужно терпеть, а не наслаждаться ей. Ученики, у которых возникают трудности с концентрацией, часто чувствуют себя изолированными. Исследования показывают, что поддерживающая и инклюзивная среда в школе соотносится с лучшими академическими результатами.
Как человек, который когда-то занимал должность по выработке политики, я понимаю, что благие намерения часто вводят нас в заблуждение, формируясь под влиянием нашего собственного опыта. Я помню встречу по вопросам политики, на которой один из коллег предложил реформировать нашу экзаменационную систему, на что бывший премьер-министр Борис Джонсон ответил: «Но мне нравилось учиться», отражая его собственный опыт в школе.
Когда моя дочь готовится к поступлению в шестой класс, я горжусь тем, как она развивает свои стратегии для навигации по академическому ландшафту. Её подход часто включает в себя инвестиции в учебные материалы и окружение себя сосредоточенными сверстниками в библиотеках и кафе.
Несмотря на скепсис, её диагноз стал началом её пути к пониманию того, как её мозг работает иначе. Это помогло ей осознать, что достижение тех же целей, что и у её сверстников, требует больше контроля, усилий и преданности.
Более того, я верю, что её уникальный опыт приведёт её к отличному и богатому пути, наполненному её креативностью и положительной энергией — качествами, которые наша образовательная система часто игнорирует или пытается преуменьшить.
И я заметила позитивные изменения; когда я теперь захожу в её комнату, я часто нахожу её занятой организацией учебных материалов, а не примеркой купальников.
Люси Фрейзер была государственным секретарем по культуре, медиа и спорту с 2023 по 2024 год.