Согласно недавнему международному опросу среди детей в возрасте от 10 до 15 лет, британские подростки признаны наименее счастливыми в Европе. Данные Общества детей показывают, что каждый четвёртый подросток в Великобритании в возрасте 15 лет испытывает низкую удовлетворённость своей жизнью. Генеральный директор благотворительной организации Марк Рассел прокомментировал: «Британские подростки переживают рецессию счастья, а 15-летние сообщают о самом низком среднем уровне удовлетворённости жизнью среди 27 европейских стран.»
Ситуация особенно серьёзная для девочек: почти треть из них выражает низкую удовлетворённость жизнью, что значительно выше, чем менее одной пятой среди их европейских сверстниц. Исследование подчеркивает, что британские девочки по сравнению с мальчиками имеют значительно более низкий уровень удовлетворённости своей жизнью, внешностью, семьей и учебными условиями. Кроме того, с 2015 по 2022 год снижение уровня счастья среди 15-летних девочек в Великобритании было более резким, чем в среднем по Европе.
Это поднимает вопрос: почему подростки-девочки испытывают такую боль, и как родители могут эффективно предоставить поддержку?
Вступайте в открытые обсуждения сложных тем
Доктор Бет Мосли, консультирующий клинический психолог и автор книги *Счастливые семьи: как защитить и поддержать психическое здоровье вашего ребенка,* подчеркивает важность того, чтобы родители инициировали разговоры о тревоге со своими дочерями. Она объясняет, что многие родители предпочитают отвлекаться от проблем из-за страха, что их признание лишь усугубит ситуацию. «Часто, когда родители сталкиваются с трудностями, дети ошибочно полагают, что это их вина», — отмечает она.
Независимо от причин их несчастья, критически важно, чтобы родители взаимодействовали со своими детьми. Доктор Мосли замечает: «Подростки часто чувствуют, что взрослые не так хорошо понимают эти проблемы, как они сами». Подходите к этим темам с чувствительностью, чтобы избежать того, чтобы ваша дочь почувствовала себя защищенной или обвинённой. Обсуждение этих вопросов только в моменты кризиса, как правило, не приносит пользы.
Противодействуйте перфекционизму: принимайте неудачи
Крайне важно снять давление, которое оказывается на детей в отношении академических успехов. Доктор Мосли отмечает, что многие девочки испытывают как желание, так и потребность выделяться в учебе, что приводит к росту тревожности. Поддерживайте своих дочерей в принятии того, что ошибки — это нормально. «Я работаю с девочками, которые нервничают даже по поводу простых задач, таких как готовка», — делится она, подчеркивая их страх не соответствовать ожиданиям окружающих.
Как родители, важно ставить психическое здоровье вашего ребенка выше идеальных результатов. Рассматривайте неудачи как возможности для обучения; напоминайте им, что нормально получить оценку ниже своей лучшей и что поддержание психического благополучия является первоочередным.
Стимулируйте социальные связи
Здоровая дружба играет жизненно важную роль в благополучии подростков, однако доктор Мосли отмечает, что появление цифрового общения усложняет эти отношения. Она предлагает развивать личные взаимодействия с несколькими близкими друзьями, поскольку это способствует психическому благополучию.
Девочки часто становятся чрезмерно сосредоточенными на своих социальных позициях, что влияет на их общее благополучие. Доктор Мосли советует отвергать пренебрежительные отношения к спорам о дружбе. Вместо этого создайте обстановку, в которой ваш ребенок чувствует себя в безопасности, обсуждая эти проблемы без страха осуждения.
Поддержите их в поиске искренних связей, обсудив качества, которые они ценят в дружбе. Мосли делится своими собственными переживаниями, помогая своей дочери разобраться в сложных отношениях, при этом побуждая её искать более позитивные влияния.
Стимулируйте независимость для уверенности
Хотя инстинктивно хочется защищать подростков от рисков, чтобы снизить тревожность, поощрение независимых действий способствуют развитию уверенности. Доктор Мосли утверждает, что подростки часто чувствуют себя недостаточно подготовленными для решения повседневных задач из-за избыточного контроля, что может затруднять их развитие.
Позволяя подросткам брать на себя ответственность, такую как покупка продуктов или организация встреч, можно повысить их самооценку. Кроме того, она замечает, что чрезмерное время, проводимое в сети, усугубляет их тревогу по поводу повседневных взаимодействий.
Подчеркивая данные исследований в США, она отмечает, что вовлечение подростков в практические действия, а не только в преодоление их страхов прямо, снижает тревожность и способствует развитию их уверенности в себе.
Моделируйте положительный образ тела
Доктор Мосли выделяет нарастающее давление на девочек относительно образа тела и внешности, нередко возникающее из-за онлайн-сравнений. Хотя она советует избегать критики физической внешности ребенка, важно быть внимательным к тому, как мы обсуждаем свои собственные тела.
Недовольство девочек зачастую проистекает из желания быть принятыми; поэтому акцентирование на их внутренних качествах, таких как дружба и характер, может привести к улучшению самооценки.
Спокойно реагируйте на растущие случаи самоповреждений
Распространенность поведения самоповреждения среди подростков-девочек вызывает беспокойство, при этом многие обращаются к онлайн-источникам за советом. Доктор Мосли объясняет, что самоповреждение часто служит механизмом совладания с эмоциональным стрессом.
Родители могут реагировать страхом, когда обнаруживают, что их ребенок самоповреждается. Крайне важно не паниковать, так как чрезмерные реакции могут привести к большим недоразумениям. Вместо этого создавайте спокойные обсуждения, чтобы понять их эмоциональное состояние, внимательно выслушивая.
Многие подростки боятся делиться своими трудностями с взрослыми из-за опасений по поводу чрезмерных реакций. Поощряйте открытый диалог, указывая на своё желание слушать, чтобы они чувствовали себе в безопасности, обсуждая свои чувства с вами без страха осуждения.
Не забывайте задавать вопросы, которые открывают диалог, например: «Что происходит, что вы хотели бы поделиться?» Это двустороннее общение устанавливает доверие и понимание между родителями и их детьми.