Свежие открытия научных исследований подтверждают то, что многие родители замечали: малыши, часто пользующиеся планшетами, более склонны к истерикам. Исследование, в ходе которого было изучено 315 детей за три года, выявило увеличение ‘выражения гнева и разочарования’ у трехлетних детей, чаще пользующихся планшетами. К четырем годам эти дети проявляли более частые вспышки, заставляя родителей чаще прибегать к экранам для их успокоения, тем самым поддерживая этот цикл.
Эти выводы знакомы многим родителям, так как постоянное передавание экранов маленьким детям может привести к эмоциональной зависимости и уменьшению любопытства к окружающему миру. Пассивное взаимодействие с технологиями может помешать детям научиться управлять своими чувствами и взаимодействовать с другими. Наблюдать, как двухлетний ребенок сосредоточенно смотрит на экран, упуская мир вокруг, может быть довольно удручающе.
Удивительно, что проблема охватывает различные социоэкономические группы. Явление владения планшетами или смартфонами маленькими детьми широко распространено; по данным Ofcom, четверть британских детей в возрасте от пяти до семи лет владеют смартфоном, и три четверти пользуются планшетами. Потенциальные общественно-значимые последствия весьма серьезны, особенно поскольку эти привычные устройства заменяют ценное человеческое общение. Важно проводить различие между детьми со специальными образовательными потребностями, от которых выгодно использование планшетов, и другими, для которых экраны служат заменой взаимодействия.
Хотя это может показаться чрезмерно осторожным, ограничение времени перед экраном важно. Телевидение может быть полезным средством для отдыха, но контент в конечном итоге заканчивается, что делает его более управляемой формой развлечения по сравнению с бесконечным вовлечением, которое предлагают планшеты. Часто возникает проблема при переходе от использования планшета, что может вызвать трение.
Подобно тому, как младенцы должны научиться успокаиваться сами перед сном, малышам нужно испытывать время покоя и управлять своими капризами без экрана. Чрезмерное полагание на планшеты для того, чтобы держать детей тихими, подобно использованию сахарных пустышек в восьмидесятых, наносит ущерб их развитию—но на этот раз повреждает их умственное состояние.
Одним из практичных подходов является сдержанное использование планшетов. Например, моя дочь иногда пользуется планшетом в школе, но у нас дома устройство остается почти нетронутым. Хотя существуют образовательные приложения и электронные книги, мы предпочитаем поощрять развитие длительного внимания, приобретенного от деятельностей до интернета. Важно помогать детям формировать устойчивость к технической зависимости.
Во время поездок мы участвуем в разговорах и интерактивных мероприятиях, таких как раскрашивание или игры, избегая автоматического прибегания к использованию телефона. Эти традиционные виды развлечений способствуют концентрации и взвешенному поведению. В результате посещение ресторанов с нашими детьми семи и трех лет действительно приносит удовольствие.
Положительные отзывы, поступающие от других о спокойствии наших детей, свидетельствуют о том, какую работу мы вкладываем в создание равновесной обстановки, даже если она не кажется чем-то необычным. Это признание усилий, необходимых для воспитания спокойных и заинтересованных детей.