Когда я ехал к пешеходному переходу, я заметил женщину, терпеливо ожидающую, чтобы перейти. Наступила ранняя зимняя тьма, ознаменовавшая самую холодную вечернюю пору этого года. Я остановился, и в этот момент две Lime-байка пронеслись мимо меня справа, пересекая путь прямо перед ней. Еще один велосипед пролетел всего в нескольких дюймах от неё, заставляя её замешкаться. Очевидно, что она была потрясена и растеряна, и, ускорив шаг, завершила переход. Эта ситуация ярко иллюстрирует реальность улиц Лондона сегодня.
Lime-байки могут показаться инновационным решением. Используя смартфон, пользователи могут арендовать электровелосипед и оставить его другим для удобства — модель, которая звучит идеально. Увеличение числа велосипедистов могло бы снизить автомобильное движение, улучшить качество воздуха, способствовать физической активности, повышать психоэмоциональное состояние и экономить деньги. Я, как обычный велосипедист, который ездит по Лондону в течение восьми лет, ценю эти преимущества. Однако на практике Lime-байки стали проблемой на городских дорогах.
Каждый раз, когда я оказываюсь рядом с Lime-байком, я почти предсказываю, что его владелец проигнорирует красный свет, ставя под угрозу свою безопасность. Если Lime-байк находится позади меня, я часто замечаю, как он слишком близко обгоняет меня, когда я замедляю скорость или пытаюсь проехать в узких местах, не осознавая риск. Часто кажется, что велосипедисты Lime не осознают или совсем не уделяют внимания своему окружению, что приводит к бесчисленным случаям опасной езды.
Вырастая с отцом-инструктором по вождению, я твердо усвоил правила безопасности на дороге. Его голос все еще звучит в моей голове, спрашивая: «В каком месте ты допустил ошибку?» В результате, я часто испытывал разочарование от поведения велосипедистов Lime до тех пор, пока не столкнулся с одним из них лично. Это дало мне понять, почему многие райдеры часто проезжают на красный свет и игнорируют пешеходные переходы: система ценообразования Lime, похоже, способствует такому поведению. Это неумышленно, но из-за высоких арендных ставок возникает чувство спешки. Когда я приближался к красному свету, я стал размышлять: «Могу ли я проскочить?» Признаюсь, я иногда ехал на красный свет — хотя всегда с осторожностью — но я никогда не привык к этому.
Когда ты катаешься на Lime-байке, создается впечатление, что у тебя есть таймер. Плата взимается за минуту (вместо покупки пакета минут), и стоит 27 пенсов за каждую минуту в дополнение к плате в 1 фунт за разблокировку. Таким образом, поездка в 20 минут обойдется примерно в 6,40 фунта, что подчеркивает, что ожидание на красном свете означает потерю денег. На моем маршруте значительное количество светофоров: недавняя поездка заняла 34 минуты и 57 секунд «движущегося» времени по данным Strava, но общая продолжительность составила 40 минут и 30 секунд. Если бы я использовал Lime-байк, я потратил бы почти 2 фунта за время простоя.
Это не оправдание, а лишь отражение работы системы, возможно, объясняющее, почему было 84 случая проезда велосипедистов Lime на определенном наборе светофоров за час, как заметил наш фотограф Times. Дополнительные факторы способствуют этой ситуации; многие из велосипедистов Lime — неопытные райдеры, которые катаются время от времени и не обладают необходимыми знаниями о правилах дорожного движения. Я надеюсь, что их опыт на Lime-байках повысит их велосипедную квалификацию — всем нужно с чего-то начинать — но в то же время многие из них действительно ездят безрассудно.
Кроме проблем с опасной и иногда нетрезвой ездой, Lime-байки часто оставляются в неподобающих местах. Хотя существуют специальные зоны, где парковка запрещена, если проехать по Бишопсгейту в Сити в будний утренний час, вы увидите скопления этих байков, создающих хаос рядом с офисными зданиями. Они препятствуют движению пешеходов и являются тяжёлыми и неудобными для перемещения, особенно для людей с ограниченными возможностями.
Остается неясным, почему эти байки вызывают чувство права у пользователей. Если бы их ставили и использовали с осторожностью, у меня было бы более благоприятное мнение о них. Разве не логично, что счетчик останавливался, когда велосипед находится в неподвижном состоянии? Можно ли использовать искусственный интеллект для оценки, паркуется ли велосипед ответственно? Нужно ли устанавливать лимиты на количество доступных байков?
Например, рассмотрим систему Santander Cycles: их docking stations гарантируют, что велосипеды оставляются в порядке, а более низкие тарифы (с платой в 3,30 фунта за 30 минут на электровелосипеде) снижают склонность к игнорированию красных светофоров и пешеходных переходов. Конкуренты, такие как Beryl, также исследуют улучшенные модели, которые включают специально отведенные места для парковки и более низкий тариф в 16 пенсов за минуту. В настоящее время, несмотря на те преимущества, которые они предлагают, Lime-байки, к сожалению, продолжают портить имидж всех велосипедистов.