Чтение и рассказывание историй в детстве как путь к умственному развитию, по мнению ученых
Фото: Shutterstock.
Согласно исследованию, опубликованному в журнале Йельской медицинской школы, чтение и рассказывание историй в детстве имеют положительный эффект на здоровье и дальнейшую жизнь.
Ученые установили связь между детской грамотностью и уровнем здоровья во взрослом возрасте. Линда Мэйс, профессор педиатрии и психиатрии в Йельской медицинской школе, отмечает, что важно не только уметь читать, но и пересказывать прочитанное, а также рассказывать о своей жизни. Эти навыки следует развивать у детей еще до школы.
«Грамотность – это способность создавать повествование, – говорит профессор Мэйс. – Это не только чтение, но и умение рассказывать истории. Такой навык всегда привлекает других и помогает вам понять свою жизнь».
Как грамотность влияет на продолжительность жизни
Долгосрочные исследования показывают, что существует поставленная связь между уровнем грамотности в детстве и более крепким здоровьем во взрослом возрасте. Люди, читающие книги минимум 3,5 часа в неделю, живут в среднем на 2 года дольше тех, кто не читает. Не менее важно, что чтение помогает детям справляться со стрессом и лучше ориентироваться в окружающем мире.
Фото: Shutterstock.
Профессор Мейс связывает грамотность с физическим и психическим здоровьем:
* Грамотный человек ведет более здоровый образ жизни.
* Грамотность помогает детям расширять свой кругозор, представляя новые образы для воображения.
* Грамотность может помогать наладить социальные связи, в частности, помогая молодым людям делиться своими историями с другими, даже с маленькими детьми, расширяя свои социальные связи.
Недавние исследования показывают, что в США резко падает уровень грамотности – 37% четвероклассников читают хуже базового уровня. Это говорит о том, что в ближайшем будущем американцев ждет не самое здоровое будущее.
Ключевые факторы из детства, влияющие на взрослую жизнь
Мы обратились к психологу Ларисе Губановой, чтобы узнать, какие еще факторы в детстве могут повлиять на стабильное физическое и эмоциональное развитие взрослого.
— Существует множество исследований, которые выявили, что определенные гены отвечают за склонность к совершению тяжких и особо тяжких преступлений. Эти гены, снижающие способность человека к самоконтролю при возникновении сильных эмоций. Была доказана и генетическая предрасположенность к смелости, эмоциональной стабильности или, наоборот, нестабильности (эмоциональной лабильности), алчности. И даже доверие и недоверие к людям. Но все же именно среда решает, проявится ли генетическая предрасположенность в жизни человека и в какой степени. Человек с высокой врожденной хладнокровностью и склонностью к манипуляциям может стать преступником, а может стать великим детективом, следователем. Исследования, связанные с тем самым геном, ответственным за самоконтроль и склонность к преступлениям, показали, что данная склонность проявляется, только если ребенок растет в неблагополучной семье, если его родители применяют физическое насилие по отношению друг к другу или к ребенку. Исходя из этого можно назвать основные факторы в детстве, которые имеют решающее значение.
1. Безопасность.
Удовлетворенная потребность в безопасности – один из важнейших факторов. Если ребенок боится родителей или чувствует, что родители не могут его защитить от внешних опасностей, то, вероятно, во взрослом возрасте это будет гиперконтролирующий и чрезмерно осторожный человек, а также очень тревожный.
Безусловно, неблагополучие в семье влияет на чувство безопасности и тяжелая ситуация в семье, например болезнь кого-либо из членов семьи, алкоголизм или другая зависимость, отсутствие постоянного места проживания, тяжелая обстановка в регионе. Если ребенок в детстве тяжело болел, пережил какое-то острое травмирующее событие – это тоже может нарушить восприятие мира как относительного безопасного.
Чтобы минимизировать этот фактор, дайте ребенку чувство безопасности и опоры, попробуйте проговорить с ним его страхи и переживания, вместо того чтобы искать монстра под кроватью или говорить о волнующих ребенка вещах.
2. Сбалансированное питание.
Оно влияет не только на физическое здоровье: от правильного питания зависит и когнитивное развитие, и настроение ребенка, и общее развитие структуры головного мозга, а следовательно, и сама личность.
3. Субъективное общение и демократический стиль воспитания.
Проще говоря: не стоит бросаться в крайности. Не нужно давить и приказывать, но и все позволять, считая, что ребенок все может – тоже нельзя.
Фото: Shutterstock.
— То, что мы закладываем в ребенка даже неосознанно, будет жить в нем долгие годы как непреложная истина, — говорит Галина Губанова. — Если родитель постоянно указывает ребенку на его место и на то, что «его тут вообще ничего нет», то едва ли во взрослом возрасте он станет успешным в карьере или финансах. Если ребенка унижать, он запоминает, что: а) его можно унижать и это нужно терпеть, б) он тоже может унижать тех, кто слабее. Так работает механизм социального научения.
Оптимальный вариант – так называемое субъектное общение с ребенком: когда родитель видит в ребенке самостояльную личность, а не часть себя. Рядом с вами живет человек, который достоин уважения. Не бойтесь наделять ребенка ответственностью, чтобы он научился не только самостоятельности, но и увидел степень вашего доверия ему.
4. Развивающая среда. И… скука
— Ребенок любознателен от природы и плохо переносит скуку, поэтому важно, чтобы у него в доступе было много интересных и простых предметов для исследования, мало ярких интерактивных игрушек и почти совсем не было смартфонов и планшетов, хотя бы лет до пяти, — говорит психолог. — В современных семьях родители часто очень балуют своих детей, и в результате у ребенка совсем нет возможности пофантазировать и проявить свое воображение, а это невероятно важно для его дальнейшего развития, в том числе интеллектуального. Чем больше стимулов во внешней среде (мероприятий, занятости, игрушек, мультфильмов), тем больше раскидывается внимание ребенка. В результате, вырастая, он может много знать, но не иметь возможности применить, быть неспособным к систематическому труду, испытывать сложности с принятием решений.
— Это основные факторы, доступные для изменения здесь и сейчас. Конечно, на эмоциональное и физическое развитие ребенка влияют и другие моменты. Но все же стоит попытаться для начала модифицировать перечисленные четыре, — отмечает Галина Губанова.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
10 природных «антибиотиков», которые помогут в сезон простуд: чем разнообразить рацион для здоровья
Диетолог Денисенко перечислила продукты питания, которые борются с бактериями (подробнее)
Влияет на сон, почки и даже нерожденных детей: ученые оценивают опасность глобального потепления
Nature: изменения климата несут угрозу для здоровья людей (подробнее)