Исследования показывают: скроллинг экрана негативно влияет на детей
Фото: Shutterstock.
В цифровую эпоху подростки стали особенно уязвимы к чрезмерному использованию смартфонов и соцсетей, что влияет на них, вытягивая из реальности в виртуальный мир. Соцсети, видео и игры стали неотъемлемой частью жизни подростков, однако выбор этого пути часто оказывается неосознанным. Мы сами изменили окружающую среду, и теперь она начинает менять нас и наших детей. Новое исследование, опубликованное в журнале Computers in Human Behavior, выявило устойчивую связь между зависимостью от экранов телефонов и, в частности, пассивным скроллингом — прокруткой экрана в поисках обновлений, — и ростом психологических проблем у подростков: тревожности, депрессии, агрессии и импульсивности.
Что такое скроллинг и чем он опасен?
Скроллинг — это бесконечное листание ленты в соцсетях или видеоплатформах. Для многих подростков это стало образом жизни. Например, они часами могут смотреть ролики в TikTok или фото в VK. Однако особенно вредным оказывается «пассивный скроллинг», когда человек просто зрительным образом поглощает все, что предлагает ему лента. При этом его не волнуют ни лайки, ни комментарии, ни создание своих собственных постов в сети. Часто молодые люди говорят о том, что они, мол, так отдыхают. Но ученые доказали, что это не отдых, а утомляющие занятия для мозга и – воронка, в которую затягивается психика.
Почему это плохо?
Пассивный скроллинг вызывает чувство одиночества и неудовлетворенности. Это как смотреть на жизнь других людей через стекло, но никогда не принимать в ней участия и ничего не делать самом. Тратится время, но нет ощущения дела, реализации, воплощения. По словам профессора Эммы Дьюрдена, нейробиолога и психолога, автора исследования, такое поведение «усиливает тревогу» и часто приводит к скуке. А вот скука, в свою очередь, перерастает в агрессию, злость или импульсивные поступки. Кроме того, подростки сталкиваются с опасным контентом. Это может быть видео с насилием, нереалистичными стандартами красоты, что снижает самооценку и может приводить к самоповреждающим поведению.
Что нашли ученые?
В эксперименте участвовали 580 подростков 12–17 лет. Время проведения исследования составило 9 месяцев.
Оказалось, что:
— Те, кто проводил у экранов более 2 часов в день, в 2 раза чаще страдали от тревожности и в 4 раза чаще — от эмоциональных проблем и неприемлемого социального поведения (буллинг, троллинг, унижение других).
— 45% подростков (без ранее установленных сложностей с психикой) показали уровень тревоги, требующий медицинского лечения. Ученые сравнили это состояние с тем, что было до пандемии новой коронавирусной инфекции, и оказалось, что тогда показатель клинического уровня тревоги у подростков составлял 8–15% (в схожей выборке).
— Это шокирует, — говорит профессор Дьюрдена. — Почти половина подростков имеют повышенную тревожность.
Чем грозит скроллинг и зависание в телефоне?
— Депрессия: подростки зависают в цикле негативных мыслей.
— Агрессия и импульсивность — особенно после просмотра видеопровокационного содержания. Например, роликов с троллингом, где школьники издеваются над одноклассниками и снимают его реакцию на видео. Подросток может решить, что именно такое поведение – то, что нужно, чтобы избавиться от скуки и одиночества.
— Уязвимые подростки (конфликты в семье и с одноклассниками) рискуют еще сильнее: пассивный скроллинг обостряет стрессы и создает почву для нового напряжения.
Что делать? Рекомендации авторов исследования, нейробиологов и психологов
1. Сократить экранное время и увеличить физическую активность.
2. Школам — запретить телефоны на уроках и активнее проводить занятия на свежем воздухе.
3. Родителям — установить лимиты на гаджеты и предложить подросткам занятия «вне экрана».
— Выходить из телефона, из виртуальности – в реальность, необходимо для психического здоровья, — подчеркивает Дьюрдена.
Почему действовать важно уже сейчас?
Цифровой мир не исчезнет, а будет только набирать обороты и тут важно научиться самим и помочь детям использовать технологии осознанно. Ограничивая бессмысленный скроллинг и поддерживая живое общение, мы поможем психологическому благополучию. Дело в том, успеем ли мы это сделать до того, как экраны нанесут новый удар, — задается вопросом Сергей Харитонов, молекулярный биолог, сотрудник МГУ имени М. В. Ломоносова и автор Telegram-канала «Сергей Харитонов Science».
Фото: Shutterstock.
Подросток уже предрасположен к зависимости от смартфона
Как смартфон влияет на мозг детей?
1. Биолог Сергей Харитонов обращает внимание на то, что у дошкольников наблюдается снижение плотности белого вещества головного мозга.
У детей в возрасте 3–5 лет, которые проводят более одного часа в день перед экраном без присмотра родителей, ученые нашли снижение плотности отростков нейронов мозга. А это в свою очередь отрицательно связано с развитием языковых и познавательных навыков ребенка, отмечает биолог.
2. Повышенный уровень кортизола (гормона стресса) и снижение обучаемости. Особенно заметны эти эффекты при превышении двух часов экранного времени в день.
3. Нарушение интеграции нейронных сетей.
У младенцев (дети до 12 месяцев), проводивших в среднем 2 часа экранного времени в день, нарушается интеграция между нейронными сетями, которые отвечают за обработку эмоций и способность контролировать свое поведение. Это может привести к сложностям в общении с сверстниками и выстраиванию близких, доверительных отношений во взрослой жизни.
4. Задержка развития речи у малышей.
Систематический обзор 12 исследований показал, что увеличение экранного времени и раннее начало использования смартфонов плохо влияет на развитие речи у детей. Особенно это касается детей младше двух лет. Совместный просмотр с родителями познавательных фильмов и мультфильмов может смягчить эти эффекты.
5. Нарушения сна у детей дошкольного возраста. Залипание в экране у детей дошкольного возраста связано с ухудшением качества сна. Это, в свою очередь, может привести к проблемам с вниманием, гиперактивности и нестабильному настроению.
Важно
Конечно, не все так однозначно плохо. Само качество видео и фото, текстов в сети и обсуждение их содержания с родителями может приводить и к позитивным результатам, особенно в старшем возрасте. Но экранное время стоит дорого! Так что действовать действительно важно, чем его наполнять.
Мы различили сохранить природу
Ее нам заменил компьютерный «фейк».
Когда вы в последний раз позволяли взгляду «свободно блуждать», так сказать, «скроллить» природу? Исследователи из Японии и США выяснили, что созерцание природных ландшафтов, таких как знаменитый сад Мурин-ан в Киото, снижает стресс за счет особого «паттерна» движений глаз.
В саду взгляд чаще перемещался горизонтально, охватывая больше деталей. В это время снижалась частота сердечных сокращений, улучшался эмоциональный состояние. Добровольцы отмечали состояние умиротворения и радости.
— Хорошо спроектированные сады направляют взгляд через эстетические, красивые природные элементы, заставляя его «скользить» по пейзажу. Это активирует естественные механизмы расслабления, — считает соавтор исследования, профессор Сейко Гото, факультет наук об окружающей среде, Университет Нагасаки.
Так что чаще позволяйте глазам «скроллить» зеленые пейзажи — крайне полезное занятие.
Чтение как лекарства
Как книги укрепляют психику?
Еще одним примером полезного «скроллинга» может быть чтение бумажных книг и обсуждение прочитанного в книжном клубе.
Чтение художественной литературы развивает понимание чувств и поступков других людей и своих собственных. Исследования подтверждают: при чтении хороших художественных текстов, классы активируются зоны мозга, отвечающие за эмоциональный интеллект. Время пандемии 59% молодых людей (18–34 лет) отметили, что книги снизили их одиночество, а 56% — укрепили ощущение общности с другими людьми (опрос журнала The Reader).
! Регулярное чтение не только снижает стресс, но и замедляет старение мозга. У людей старшего возраста, которые регулярно ходят в книжные клубы, улучшается самоощущение, а риск деменции снижается на 35%. Для детей чтение для удовольствия в раннем возрасте связано с лучшей успеваемостью в школе, здоровым сном и устойчивой психикой в подростковом возрасте.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Коронавирус снова атакует: под ударом может быть не только Азия
СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ
Трудный подросток или трудный родитель? По обе стороны психологических барьеров