Каждый раз, когда я вижу, как пешеходный сигнал становится зелёным, я всегда осторожно осматриваюсь, прежде чем ступить на лондонскую дорогу. С возрастающей частотой я замечаю элегантный чёрный электровелосипед, стремительно проносящийся мимо потоков машин, а личность его владельца скрыта под маской или балаклавой. Тревожным является то, что, несмотря на запредельную скорость, велосипедист не крутит педали и, похоже, не заинтересован в том, чтобы тормозить.
Электровелосипеды существенно изменили ландшафт Лондона к лучшему, облегчая поездки благодаря программам аренды, таким как Lime. Пассажиры больше не вынуждены долго ждать автобусов или испытывать дискомфорт, возвращаясь домой поздно вечером. Каждое утро семьи с лёгкостью маневрируют на своих больших электрических грузовых велосипедах во время школьных поездок. Город выиграл от уменьшения автомобильного трафика, а использование велосипедов с батарейным приводом предлагает более здоровую альтернативу общественному транспорту.
Тем не менее, рост популярности электровелосипедов сопряжён с серьёзными рисками, что продемонстрировал случай на прошлой неделе, когда Иан Хислоп, редактор Private Eye, был сбит и ранен электровелосипедом при переходе улицы. Эти транспортные средства весят около 30 килограммов — значительно больше, чем традиционные велосипеды. Если учитывать скорость передвижения велосипедиста, столкновение оказывает значительное воздействие.
Количество аварий, связанных с электровелосипедами и электросамокатами, продолжает расти, достигнув 11,266 инцидентов в 2023/4 годах по сравнению с 10,168 годом ранее. Этот рост соответствует увеличению числа пользователей и тому, что многие воспринимают как растущее чувство безнаказанности среди них. Хотя тротуары обеспечивают некоторую защиту от автомобилей, пользователи электровелосипедов часто используют свой страх перед дорожным движением, чтобы подвергать риску пешеходов. Велосипедистам также может быть сложно, когда электровелосипеды бесшумно мчатся мимо них в выделенных велопроездах, зачастую безо всякого предупреждения.
Программы аренды велосипедов, в частности, подверглись значительной критике. Пользователи получают стимул передвигаться на высоких скоростях, так как стоимость 30-минутной поездки на Lime составляет £2.99. Эта структура цен естественным образом побуждает к безрассудному поведению, например, к проезду на красный свет. Lime рассматривала возможность внедрения модели ценообразования на основе расстояния, но выразила опасения, что это может привести к тому, что ездоки будут принимать опасные короткие пути. В случае аварии с электровелосипедом Lime может потенциально идентифицировать пользователя с помощью своего приложения, помогая правоохранительным органам разобраться в инциденте. Lime сообщила о запрете сотен пользователей каждый месяц в Лондоне, утверждая, что их велосипеды запрограммированы так, чтобы не превышать законный предел скорости в 15,5 миль в час и ограничены до 10 миль в час в людных местах.
С другой стороны, электровелосипеды, способные развивать скорость до 30 миль в час, легко доступны в обычных магазинах велосипедов. Кроме того, существуют комплекты, позволяющие модифицировать велосипеды для достижения более высоких скоростей без необходимости крутить педали. После модификации эти велосипеды могут быть квалифицированы как самокаты или мопеды, что требует регистрации, страховки и действующей лицензии. Такие транспортные средства представляют серьёзную угрозу в городских условиях, двигаясь с ужасающей скоростью по жилым зонам, часто заставая пешеходов врасплох.
Пользователи электровелосипедов в масках стали напоминать современных грабителей, что способствовало росту краж мобильных телефонов. Прошлым летом я столкнулся с грабителем в маске днём, чудом избежав его, так как мой телефон был надёжно спрятан. К сожалению, другой жертве, стоящей всего в нескольких шагах, не повезло: он потерял свой телефон, а грабитель быстро скрылся в переулке с невысоким трафиком. Также появились сообщения о бандах, репетирующих техники краж телефонов в парках, что подчеркивает нарастающую тревогу.
Правоохранительные органы всё чаще связывают электровелосипеды с наркоторговлей и проводят всё больше конфискаций. Яркие электровелосипеды широко распространены, часто оснащены доставочными ящиками от таких сервисов, как Uber Eats или Deliveroo. Гиг-экономика процветает на быстрой доставке, заставляя работников модифицировать свои велосипеды и ставить скорость выше безопасности, рискуя наказания за задержки с доставкой.
Хотя автомобили по-прежнему остаются основной угрозой для пешеходов — инцидент с Хислопом мог бы оказаться всего лишь очередным несчастным случаем, если бы это был фургон — власти должны принять меры против незаконных электровелосипедов. По мере того как Лондон превращается в более благоприятную среду для велосипедистов, может быть, пришло время внедрить новые регуляторные меры, аналогичные тем, что существуют в Амстердаме, например, требовать от каждого владельца велосипеда оборудовать свой велосипед звуковым сигналом.