В дверь постучали четыре раза подряд. Мой пятилетний сын вернулся со школы, стремительно вскакивая по лестнице с волнением, совершенно игнорируя просьбы отца снять пальто, обувь и рюкзак. У него было что-то срочное, чем нужно было поделиться. «Мама», — обьявил он. «У меня ДГД».
На мгновение я растерялась, пока не вспомнила, что утреннее школьное собрание было посвящено нейроразнообразию.
«ВСЁ, что они говорили о ДГД, это Я», — добавил он с энтузиазмом.
После того как он помчался в гостиную, чтобы поиграть на PlayStation, я и мой муж посмеялись над тем, как он так внимательно слушал разговор о СДВГ — синдром дефицита внимания и гиперактивности — что пропустил букву «А».
Вдруг мы остановились. Что если наш впечатлительный, разговорчивый сын, который когда-то сделал комплимент незнакомцу за наряд его собаки, на самом деле прав?
Три года спустя мы получили официальное подтверждение того, что он действительно прав. Доброжелательная ирландка, ведущая оценку, пыталась заставить его читать книгу с ней. Он ответил: «Я не выходил из школы, чтобы снова заниматься школой», прежде чем его проводили в другую комнату.
«А как обстоят дела в школе?» — спросила меня коллега оценщика, как только он вышел за пределы слышимости.
«Не очень», — ответила я, объясняя его трудности с сосредоточением и поведенческими ожиданиями.
Через два месяца ситуация усилилась с «не очень» до тревожной. Он столкнулся с тем, что профессионалы именуют «аутическим выгоранием», хотя для нас это выглядело как полноценный нервный срыв. Он не завершил полный школьный день в течение 14 месяцев.
Самые интенсивные моменты были одновременно шокирующими и душераздирающе грустными. Я вышла на улицу, чтобы подышать свежим воздухом, осознав, как сильно мне этого не хватает. Наблюдение за семьями, наслаждающимися выходными, вызвало зависть; они, вероятно, приятно гуляли, не обремененные заботами.
Я взяла неоплачиваемый отпуск, используя время для работы над продолжением книги, которую написала о аутизме, под названием «СДВГ: Как вырастить счастливого ребенка с СДВГ». Ирония этого факта не ускользнула от меня.
На протяжении этой борьбы моим главным фокусом было восстановление моего сына, чему очень помогала его замечательная местная начальная школа, в то время как я старалась провести исследование для своей книги всякий раз, как это было возможно. В этот период я не могла не заметить изменения в национальном разговоре о СДВГ.
Колумнисты без колебаний утверждали, что СДВГ слишком часто диагностируется — это мнение поддерживали старшие политики. В частности, журналист «Times» Мэттью Паррис в марте прошлого года выразил недоверие к самой концепции СДВГ. Даже спорные фигуры, такие как Эндрю Тейт, утверждали, что чрезмерные диагнозы СДВГ свидетельствуют о неумелом воспитании, называя СДВГ просто отговорками для лени и скуки в школе. Смотря на его поспешную риторику на YouTube, я не могла не заметить следы СДВГ в его собственном поведении.
Многие из нас не имеют четкого понимания СДВГ, включая меня. Я когда-то думала, что способность моего сына сосредотачиваться на рисовании в течение длительного времени исключает возможность наличия у него СДВГ.
Озарение пришло, когда я углубилась в написание своей книги. Сам термин «СДВГ» не отражает расстройство, что может привести к недоразумениям при встрече с людьми с СДВГ. Если быть откровенной, каждая буква СДВГ не вполне точно описывает состояние.
СД? Нет. Люди с СДВГ не лишены внимания, но испытывают его нестабильность. Комик и активист по вопросам СДВГ Рори Бремнер подчеркивает, что они могут гиперфокусироваться на задачах, добиваясь большего сосредоточения, чем могут добиться люди без СДВГ.
А как насчет Г? Это тоже неверно. Данные Национального института здравоохранения и клинического обслуживания (Nice) показывают, что до одной трети людей с СДВГ не гиперактивны, чаще всего это касается девочек. Более того, гиперактивность, как правило, уменьшается с возрастом, так как человек учится контролировать ее, чтобы избежать дискомфорта среди нейротипичных сверстников.
Наконец, последняя буква Д тоже искажает суть. СДВГ не является расстройством, а скорее вариантом функционирования мозга, некоторые аспекты которого могут быть совершенно нормальными, как утверждает движение нейроразнообразия. Точно так же, как не существует единственной «правильной» этнической принадлежности или сексуальности, не существует и «правильного» мозга.
Так что же такое СДВГ? Давайте сместим фокус с этих четырех букв и рассмотрим четыре аспекта.
Во-первых, у людей с СДВГ варьируется уровень допамина, нейротрансмиттера, необходимого для концентрации. Считается, что у людей с СДВГ накапливается избыток переносчиков допамина, которые уничтожают допамин, прежде чем он выполнит свою функцию. Такие препараты, как метилфенидат, более известный как Риталин, действуют, блокируя этих переносчиков.
Недостаток допамина означает, что люди с СДВГ часто с трудом преодолевают свои мозги, чтобы выполнять задачи, требуемые учителями или работодателями. Напротив, они могут эффективно сосредотачиваться на задачах, которые кажутся срочными или новыми, потому что такие ситуации стимулируют выработку кортизола и серотонина, обе из которых усиливают сосредоточенность. Таким образом, выполнение задач, которые действительно интересуют человека с СДВГ, или откладывание работы до подхода срока могут быть стратегией самопомощи.
Во-вторых, СДВГ включает в себя больше ментальной гиперактивности, чем физической. Переутомленный мозг производит быстрое последовательность мыслей, что делает трудным оставаться вовлеченным с медленно говорящими преподавателями или неинтересными коллегами.
Третьим ключевым аспектом является исполнительная функция — когнитивные процессы, которые управляют нами, чтобы завершать задачи и принимать долгосрочные решения, все это на основе допамина. Эта функция позволяет нам инициировать задачи, сохранять сосредоточенность, удерживать информацию, расставлять приоритеты в действиях, обдумывать сказанное и даже наслаждаться сладостями в умеренных количествах, а не поглощать их сразу.
Наконец, концепция дисфории чувствительности к отверганию имеет огромное значение. Люди с СДВГ могут иметь значительные реакции на реальное или предполагаемое отвергание, что вызывает повышенную бдительность и страх перед негативными взаимодействиями.
Во время работы над книгой ключевые моменты произошли и в моей собственной жизни. Я обнаружила неусмотрительное СДВГ, подтип, часто влияющий на девочек, характеризующийся частыми «отключениями». Это осознание оказалось очень близким. В беседах я часто оказывалась пойманной в ментальные отвлечения, теряя нить разговора, пока не чувствовала резкое возвращение в реальность, лишь чтобы осознать, что пропустила всё сказанное. Мне было стыдно за эти моменты, полагая, что они свидетельствовали о лени или некомпетентности.
Общение с другими женщинами, диагностированными с СДВГ, открыло общие переживания — социальное истощение, трудности с сосредоточением, проблемы с дружбой в школе, сложности с управлением временем, непоследовательные родительские правила, и подавляющая тревога и стыд. Слушая их истории, я чувствовала, что это знакомо и понятно. После года общения я решила назначить собственную оценку.
В прошлом году я получила диагноз СДВГ. Изначально, не желая делиться своим диагнозом, я ставила под сомнение его действительность и задавалась вопросом, правы ли противники СДВГ. Я боялась, что могу быть лишь очередным человеком, который отключается или забывает выключить плиту.
Однако я набралась смелости, чтобы довериться матери, близким друзьям и коллегам. Теперь я широко делюсь своим опытом, потому что отказываюсь позволить сомнениям формировать мою реальность, особенно зная, что многие имеют неправильные представления о СДВГ.
Что касается моего сына, наш местный Центр психического здоровья детей и подростков (CAMHS) рекомендовал мне и моему мужу посетить курс ненасильственного сопротивления (ННР). ННР фокусируется на спокойном управлении эскалирующими ситуациями вместо использования наказательных напоминаний.
Каждую неделю мы присоединялись к группе, состоящей из, казалось бы, подавленных родителей в холодном зале, напоминающем собрание анонимных алкоголиков. Я была насторожена, но это оказалось трансформирующим опытом. Мы научились действовать «пока железо холодное», управлять нашими эмоциональными реакциями и практиковать методы деэскалации.
Например, я уговорила сына присоединиться ко мне на выход в кино. По прибытии он расстроился из-за моего отказа купить дорогие закуски и потребовал, чтобы мы ушли. Сначала я была раздражена — мой тщательно спланированный день, похоже, рассыпался, но я вспомнила свое обучение ННР, глубоко вдохнула и спокойно ответила: «Хорошо». Я запросила возврат, организовала, чтобы другой мой сын увез его домой, и купила доступные закуски вместо этого.
Дома я угостила своего расстроенного ребенка угощениями и извинилась за ошибки дня. Время купания мы обсудили, что кинонавык был слишком тревожным. Мы придумали решения вместе для следующего раза.
В школьных вопросах мы сотрудничали с преданным координатором специальных образовательных потребностей, чтобы изучить поддерживающие опции, которые могли бы способствовать его реинтеграции. Уважаемая учительница отправила ему письма, его учитель посетил наш дом для общения с ним, а его одноклассники создали открытку с днем рождения, выражая eagerness к его возвращению. Тем временем, директор школы заполнила обширное заявление, которое привело к тому, что репетитор пришел к нам домой для уроков.
Через четыре месяца мой сын согласился приходить в школу всего на один обед, именно за свое любимое лазанье. Ранее он восторгался блюдами повара. При его возвращении они выразили радость от повторной встречи с ним. Постепенно он начал приходить каждый неделю ради еды и игр, и всего две недели назад мы начали вновь добавлять уроки в его расписание.
Параллельно я предприняла шаги для управления своей собственной тревогой, чтобы поддерживать спокойную атмосферу в доме. Мои работодатели любезно позволили мне перейти на менее стрессовую работу с частичной занятостью.
Я также улучшила коммуникацию с моими сыновьями о их тревогах. Оказалось, что подтверждение их чувств, не спеша к решениям, очень помогает. Один психиатр посоветовал мне «просто посидеть с их печалью», и с тех пор я приняла этот подход.
В то время как я исследовала и узнавала о СДВГ, разговоры вокруг него усилились и в большем мире. Моя цель стала ясной: предоставить фактическую информацию для борьбы с представлением о том, что СДВГ — это всего лишь ярлык для общих проблем в повседневной жизни.
Статистика четко показывает, что это недоразумение не обосновано. Люди с СДВГ в пять раз чаще совершают самоубийства, в три раза чаще развивают проблемы с наркотиками и в пять-десять раз чаще сталкиваются с тюремным заключением.
Явно, что рост диагнозов СДВГ можно объяснить предыдущими недообследованиями и последующим повышением осведомленности. Учителя выявляют более явные случаи, родители часто замечают аналогичные черты в себе и делятся этими откровениями.
Хотя медикаменты не являются решением всех проблем — я принимаю Эльванс (лиздексамфетамин), стимулятор, аналогичный Риталину, в то время как мой сын воздерживается из-за побочных эффектов — исследования показывают, что медикаменты могут быть эффективными. Ужасные статистические данные, касающиеся самоубийств, наркотических проблем и заключения, уменьшаются, когда люди с СДВГ принимают медикаменты.
Мне жаль, что я позволила неосведомленным голосам затмить мое суждение, что вызвало задержки в постановке диагноза моему сыну и обсуждении моей собственной ситуации. Я беспокоюсь, что эти недоразумения все еще продолжаются и затрагивают больше семей. Это стоит не только предотвращение срывов у детей; это об усилении индивидуумов, таких как я, чтобы понимать свои мозги и искать спасительные вмешательства.
Реальность такова, что СДВГ не так редок, как считалось прежде — это абсолютно нормально. Более того, он сопровождается преимуществами, которые заслуживают большего обсуждения: невероятные черты, которые мы развиваем благодаря гиперфокусировке и уникальным способностям к мозговому штурму людей с СДВГ. Это забавно осознавать, что нейротипичным людям нужны запланированные встречи для выработки идей.
Я учусь гармонировать со своим мозгом, а не противостоять ему. Мой старший сын также имеет диагноз СДВГ и аутизма, оставляя моего мужа единственным нейротипичным человеком в нашем семейном нейроразнообразии. Ему приятно видеть, как люди с СДВГ управляют нашим домом, осознавая сложности соблюдения правил, таких как пунктуальность и время сна.
Что касается моего младшего сына, близкого к своему десятилетнему дню рождения, он вновь начал ходить в школу на одно занятие в день. Он демонстрирует снижение тревожности и уменьшение самокритики.
В минувшие выходные мы даже насладились семейной прогулкой в кафе, где мой сын откровенно попросил, можем ли мы заплатить менее £5.75 за простую тарелку хумуса, моркови и огурца, рассуждая, что «это на самом деле столько не стоит, не так ли?» Кассир выглядел слегка шокированным, прежде чем разразиться смехом.
После 14 месяцев разлуки с нашей рутиной, мы наконец чувствуем, что вернули нашего сына. Наша семья теперь вдыхает свежий воздух, с лучшим пониманием «ДГД» и того, как работают наши умы. Мы те счастливчики, которые теперь наслаждаются приятными прогулками.
Рекомендации по подтверждению чувств вашего ребенка
Как подтвердить эмоции вашего ребенка
Убедитесь, что вы уделяете всеобъемлющее внимание: выберите тихую обстановку для обсуждения и дайте достаточно времени для разговора. Не занимайтесь другими делами во время этого важного взаимодействия.
Не перебивайте: сосредоточьтесь полностью на слушании. Это показывает, что вам не безразлично, и дает возможность полноценно понять ситуацию, что позволяет предложить индивидуальную поддержку. Не вставляя свои комментарии или мнения, другая сторона не чувствует необходимости быстро завершить свои мысли.
Спрашивайте подробнее: открытые вопросы, такие как «Что именно вам показалось самым сложным?» или «Как это повлияло на ваши чувства?» способствуют более глубокому диалогу.
Эмпатия: подтверждение включает в себя выражение понимания, например, сказать: «Я могу понять, почему это может огорчать», что демонстрирует, что вы признаете их эмоции.
Понимание ненасильственного сопротивления (ННР)
Я узнала, что наказательные меры, такие как тайм-ауты или конфискация времени на экране у ребенка, часто приводят к обратному эффекту. Вместо этого признавайте, что мы не можем контролировать наших детей, но можем управлять своими реакциями.
Эта тема самозаботы является неотъемлемой, наряду со стратегиями, сосредоточенными на деэскалации моментов возбуждения как от ребенка, так и от родителя. Это обычно означает говорить меньше, слушать больше и откладывать личные разочарования, чтобы оставаться как можно спокойнее.
«Модель общения» является одной из эффективных техник для разрешения конфликтов. Она включает в себя отражение того, что ребенок выражает или как он может себя чувствовать. Например, «Я вижу, что ты очень расстроен, потому что я не купила тебе Робуксы. Ты думаешь, что я тебе солгала, и это кажется несправедливым», хотя я обнаружила, что этот подход может раздражать моего подростка, поэтому важно адаптировать его в зависимости от того, что работает.
Стратегия «отложенного ответа» заключается в том, чтобы обсуждать ситуации, когда обе стороны спокойны, а не давать ответы в горячий момент. Я нашла эту структуру невероятно полезной, когда мы вместе разрабатывали способы эффективного управления истериками и избежания конфликтов в будущем.
Необходимо признать, что нейроразнообразные люди часто сталкиваются с жесткими моделями мышления, которые могут усложнять их жизнь. Тем не менее, бывают моменты, когда мне трудно постоянно применять методы ННР; например, до того, как мой сын был диагностирован, у нас был длительный конфликт из-за его нежелания правильно чистить зубы.
Трудности с эмоциональной регуляцией
Эмоциональная регуляция, или способность управлять своими эмоциональными реакциями, является значительной проблемой для людей с СДВГ. Многие могут испытывать сильную раздражительность или подавляющие эмоции по поводу, казалось бы, мелких вопросов. Напротив, они также могут реагировать на радость с чрезмерными уровнями энергии, что создает дискомфорт для себя и окружающих.
Концепция окон толерантности
Концепция «окна толерантности», разработанная Дэном Сигелом, обычно используется для объяснения управления эмоциями, особенно у молодых людей, пострадавших от травм. Когда они находятся в этом окне, люди чувствуют себя спокойными, могут эффективно взаимодействовать и принимать разумные решения. Однако стресс может вытолкнуть людей из этого окна, что приводит к гиперарousal (возбуждению и тревоге) или гипоarousal (отстранению и покорности).
Исследования показывают, что те, кто пережил значительный стресс, особенно в формирующие годы, развивают повышенную чувствительность к стрессовым реакциям. Тем не менее, есть надежда, так как можно расширить свое окно толерантности.
Эксперты утверждают, что содействие пониманию и эмпатии со стороны родителей помогает людям справляться со своими эмоциями, уменьшая восприятие негативных чувств как угрозы. Признание этих эмоций может значительно укрепить наших молодых людей, способствуя безопасным отношениям с их опекунами.
Хотя медицинские иссле»вания в основном стремились определить, чем отличаются структуры мозга людей с СДВГ от нейротипичных, меньше внимания было уделено простому признанию того, что люди с СДВГ часто сталкиваются с множеством стрессоров — такие аспекты, как отвергание, тревога на высоте, и исполнительная дисфункция могут быть подавляющими в мире, который не всегда учитывает их потребности.
Признаки того, что ваш ребенок может иметь СДВГ
Примечание: Не все признаки могут иметь отношение, и ребенок все же может иметь СДВГ, даже если у него отсутствуют некоторые из этих поведенческих характеристик.
• Трудности оставаться неподвижным в течение длительных периодов времени, если не занимается чем-то увлекательным.
• Часто отвлекается мыслями или раздражителями.
• Склонность доминировать в разговорах, сложно ждать своей очереди.
• Трудности в организации задач, что приводит к быстрой утрате интереса из-за возросших усилий.
• Похоже, что слушает, но с трудом сосредотачивается; часто делает вид, что обращает внимание.
• Сильно откладывает, что приводит к хаосу по утрам, когда приближаются сроки.
• Требует значительного сенсорного ввода для успокоения; физическая активность часто помогает.
• Демонстрирует неудобное положение при сидении, часто прыгает или дергается.
• Эпизоды интенсивной концентрации на интересных темах, приводящих к отличным результатам.
• Проявляет независимые, креативные мыслительные процессы, часто предлагает уникальные решения.
• Высокий уровень энергии для предпочтительных заданий, но кажется незаинтересованным в других.
• Друзья могут легко появляться, но сложнее удерживать их.
• Проблемы с началом сна и может быть полезно проконсультироваться с врачом насчет добавок мелатонина.
• Чувствительность к воспринимаемому отверганию или неудаче.
• Импульсивность в социальных связях, что может приводить к конфликтам.
В заключение, дискурс, касающийся СДВГ, существенно меняется, и понимание его особенностей имеет огромное значение. Признание нюансов, работа со стигмой и защита точных представлений о СДВГ принесут пользу индивидуумам и семьям, сталкивающимся с этой реальностью.