Ребекка Стил, яркая студентка из Ньюкасла-на-Тайне, продемонстрировала выдающиеся академические успехи в школе, получая высокие оценки с минимальными усилиями. Она изучала развитие биологии в Университете Манчестера, а затем получила степень магистра в области космического права в Университете Нортумбрии. В 2021 году она начала обучение на кандидатской программе по генетике сердечно-сосудистого развития в Университете Ньюкасла.
На полпути к завершению своей докторской программы, борьба Стил с тревожностью и обсессивно-компульсивным расстройством, проявляющимся в навязчивом контроле, ритуалах и навязчивых мыслях, подтолкнула её обратиться за помощью в Службу здоровья и благополучия университета. Впоследствии её направили в Службу нейроразвитийной оценки (NDAS) при Университете Ньюкасла — инновационную службу, специализирующуюся на диагностике СДВГ и аутизма на кампусе. Стил была диагностирована одновременно с обоими состояниями.
Этот диагноз принес ей чувство уверенности и облегчения. «Я никогда не понимала, почему мне сложно усваивать то, что обсуждается на лекциях,» объяснила она. «Теперь я осознаю, что я визуальный обучающийся с трудностями в обработке слуховой информации; я думала, что это просто мой личный недостаток.» Удивительно, но диагноз аутизма прояснил те чувства иное восприятие, которые она испытывала на протяжении всей своей жизни.
В 26 лет Стил размышляет о своем академическом успехе, который во многом скрывал её продолжающиеся проблемы с прокрастинацией, плохим управлением временем и нерешительностью. Она вспоминает, что переход в университет был особенно трудным.
Около одного из семи человек в Великобритании являются нейроразнообразными, поглощая и обрабатывая информацию уникальными способами. Стил ярко описывает свой опыт.
«В моей голове одновременно звучит множество песен наряду с разговорами из прошлых дней, слова на разных языках, математика и важные концепции — в то время как мультяшная обезьяна бьет в тарелки на фоне. Это создает огромную тревожность, поскольку я никогда не могу по-настоящему отключиться,» описала она.
Опыт Стил находит отклик у многих других; в прошлом году более 200 студентов обратились за оценками к NDAS.
Доктор Фиона Гуллон-Скотт, клинический психолог и основатель службы, отметила: «Многие студенты приходят в университет без официального диагноза, так как им удавалось получать поддержку дома и в школе. Однако в менее структурированной университетской среде они сталкиваются с новыми социальными динамиками и вызовами независимого обучения, что приводит к значительным трудностям.»
Профессор Питер Хилл, психиатр, известный своим опытом в области СДВГ, отмечает, что значительная часть его пациентов находится в возрасте от 18 до 30 лет. «Эти молодые люди часто сталкиваются не только с трудностями концентрации и завершения задач, но и с сильным разочарованием и эмоциональной нестабильностью, что усложняет их социальную и академическую жизнь,» заявил он.
NDAS приоритизирует студентов, сталкивающихся с кризисами или риском отчисления. Клиника работает еженедельно и функционирует с годовым бюджетом всего 1 000 фунтов стерлингов, привлекая аспирантов в области клинической психологии для проведения оценок. Кроме того, они предлагают поддержку после диагноза, сосредоточенную на функциях исполнительной системы, управлении временем, эмоциональной регуляции, сенсорной обработке и управлении тревогой. «Это взаимовыгодно: студенты избегают долгих списков ожидания NHS на оценки, а аспиранты получают бесценный опыт,» отметила Гуллон-Скотт.
Стоит отметить, что две трети направлений исходят от женщин или небинарных людей. Гуллон-Скотт заметила: «Девочки часто замаскируют симптомы в школе, принимая свои проблемы за тревогу, что приводит к тревожным ситуациям, включая суицидальные мысли.»
Валери Ивенс, коуч по СДВГ и основатель ADHD Richmond и Kingston, подчеркивает повторяющиеся темы в своей работе с семьями. «К концу первого года многие студенты сталкиваются с трудностями в балансировании академических и социальных требований, часто страдая от стыда и вины за предполагаемые неудачи,» объяснила Ивенс. Без адекватных систем поддержки эти студенты могут оказаться в критическом положении.
Она упомянула случаи студентов, отчисляющихся из таких университетов, как Бат и Ноттингем, несмотря на первоначально впечатляющие результаты A-level, в то время как другие неоднократно пересдавали курсы, что снижало их самооценку.
Ивенс советует, что скромные изменения — такие как постоянное индивидуальное менторство — могут значительно улучшить образовательный опыт для нейроразнообразных студентов.
Влияние пандемии еще более осложнило ситуацию. Келли Гудфеллоу, старший специалист по нейроразнообразию в Университете Западной Англии (UWE), подчеркнула, что многие студенты столкнулись с прерываниями во время своих GCSE и A-level.
«Некоторые студенты начали обучение в университете с заметными недостатками в социальных и учебных навыках, особенно те, кто страдает от СДВГ, что приводит к катастрофическим результатам. После ковида число направлений возросло с 13 студентов до более 600 ежегодно, нуждающихся в screening, причем многим требуется оценка СДВГ и аутизма,» она уточнила.
UWE имеет финансирование для диагностики определенных учебных трудностей (SpLD) таких как дислексия, с растущим акцентом на СДВГ, что сейчас составляет подавляющий спрос.
Доктор Джейн Седгвик-Мюллер, которая основала первую службу по СДВГ в Лондонской школе экономики, настаивает, что скептицизм в отношении студентов, ищущих диагнозы для получения преимуществ, является ошибочным. «СДВГ — это нейроразвивающее расстройство, тесно связанное с другими состояниями, такими как дислексия и тревога, что требует специализированных служб для комплексной поддержки,» объяснила она.
Она критикует образовательную систему за неполное решение проблемы СДВГ, сосредоточив внимание на повышении осведомленности и механизмах поддержки в университетах.
Профессор Хилл также наблюдает растущую тенденцию к получению диагнозов СДВГ у студенток, которые ранее были упущены из-за социальных маскировочных поведений. «Университет часто становится первой средой, где их сложности правильно идентифицируются,» подчеркнул Хилл.
Хилл призывает студентов рассмотреть возможность отказа от конфиденциальности для лучшей координации поддержки между академическими наставниками и службами инвалидов, несмотря на сопротивление в некоторых кругах. Он пояснил, что из-за неврологических различий нейроразнообразные студенты функционируют иначе и могут требовать более структурированной поддержки.
Тем не менее, доступ к имеющимся ресурсам на кампусе остается препятствием. Гудфеллоу считает, что студенты с СДВГ часто входят в ‘режим уклонения’, когда они перегружены, что затрудняет им взаимодействие с необходимыми цифровыми системами, которые у них есть в распоряжении.
Рефлексируя о таланте, который часто игнорируется в образовательной системе, Седгвик-Мюллер выразила глубокую озабоченность. «Эти студенты обладают исключительным потенциалом и креативностью. С правильной поддержкой они могут действительно добиться успеха, и крайне прискорбно видеть тех, кто выпадает из системы,» пожаловалась она.
Для Ребекки Стил сочетание медикаментозного лечения, коучинга и стратегий преодоления значительно улучшило её ситуацию. «Хотя мне трудно с обработкой слуховой информации, я научилась использовать свои визуальные способности, что дало мне уверенность. Мой диагноз предоставил мне ясность относительно моих потребностей и предложил практические стратегии для управления подавляющими ситуациями,» заключила она.
Источник: Валери Ивенс, коуч по СДВГ и адвокат
Хороший университетский гид 2025
Изучите всестороннюю информацию о университетах, включая академические репутации, возможности, услуги поддержки и финансирования.