«Вмешиваются в развитие мозга и лишают радости»: Как гаджеты влияют на детей в разном возрасте
Фото: Shutterstock.
Исследование, проведенное организацией Common Sense Media, привлекло внимание многих специалистов. В нем указано, что американские дети в возрасте 8 лет и младше проводят до 2 часов в день перед экранами, тогда как малыши до 2 лет — более часа.
По словам профессора педиатрии из Гарвардской медицинской школы Майкла Рича, это вызывает серьезные опасения. Специалист работает с детьми, которые столкнулись с зависимостью от интернета и понимает, о чем говорит:
— Сегодня цифровые технологии стали такой же серьезной проблемой для здоровья, как загрязненный воздух, — считает он. – Мы должны помогать детям «дышать» прямо сейчас.
Рич описывает влияние гаджетов на протяжении разных этапов взросления детей.
0-4 ГОДА: ВМЕШАЮТСЯ В СИНАПТИЧЕСКИЕ СВЯЗИ МЕЖДУ НЕЙРОНАМИ
Фото: Shutterstock.
Экраны не безобидно привлекают внимание детей, они вмешиваются в формирование структуры мозга:
— В раннем детстве идет становление синпатических связей между нашими нейронами, — говорит Рич. – Мы должны их постоянно «тренировать», чтобы укрепить. Но при использовании гаджетов, дети не задействуют эти соединения в полной мере, поэтому они хоть и образуются, но быстро «ломаются».
В отчете Common Sense говорится, что к 4 годам более половины детей имеют собственные планшеты, и 36 процентов детей в возрасте от 2 до 4 лет смотрят онлайн-видео каждый день. А 23% детей от 0 до 8 лет иногда или часто пользуются мобильным устройством во время еды.
Рич чувствует, что многие родители, вероятно, сталкиваются с необходимостью жить в режиме постоянной многозадачности. И как только они предлагают ребенку гаджет, чтобы хоть ненадолго остаться в тишине, это лишь способ избежать ситуации. Однако, по его словам, самое важное — стремиться к «максимально богатому способу построения мозга».
Да, синаптические связи образуются и разрушаются на протяжении всей жизни, но мозг младенцев развивается быстрее. По данным Гарвардского центра развития ребенка, в первые несколько лет жизни каждую секунду образуется более миллиона новых нейронных связей, и эти нейронные пути закладывают основу для будущего развития.
Когда младенцы и дети ясельного возраста проводят время у гаджетов, их мозг развивается на основе «входящих» данных с экрана. Они одновременно и очень привлекательны, и в то же время лишены таких значимых стимулов, как запах родителей или прикосновение их кожи. То есть тактильные и опытные стимулы тренируются хуже.
«Реальная проблема с экранами часто заключается не в том, что гаджеты вредны, а в том, что дети упускают важные жизненные вещи», — считает Майкл Рич.
ВОЗРАСТ ОТ 5 ДО 12 ЛЕТ: ТЕРЯЕТСЯ «ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ» К ЖИЗНИ
Фото: Shutterstock.
С этого времени экраны могут «десенсибилизировать» детей к более простым ощущениям реального мира. То есть сделать их не чувствительными к простым жизненным радостям, например, к тому же общению с родителями.
Вторая опасность: потребляемый контент не дает развития, ломает забавливание. Как правило, дети выбирают исключительно развлекательный режим, который дает ощущение быстрого вознаграждения, для чего не нужно прилагать никаких усилий, просто двигать пальцем.
Это не просто притупляет творческие задания ребенка; это не дает никакого пространства для их развития. У них нет замотивированности ставить перед собой цели и продумывать пути к их достижению. Ведь есть гаджеты, — говорит доктор Рич.
Ну и третье: ломаются социальные навыки.
По данным Common Sense Media, к 8 годам почти у 1 из 4 детей есть собственные телефоны, и такая статистика, по словам Рича, создает серьезные проблемы:
— Школьная столовая, игровая площадка, коридор между классами — это места, где дети становятся личностями в обществе, созданном ими самими, где они выясняют, кто им нравится, а кто нет, как взять себя в руки после ссоры, — поясняет он. – Но если у ребенка в кармане есть телефон, с которым мама может сказать: «Ты с кем-то пообщался? Давай-ка я поговорю с твоим учителем…», у них никогда не будет возможности разобраться в этих вещах самостоятельно.
В России, как и во всем мире, постоянно вводятся то или иные запреты или ограничения на телефоны в школах. Между тем, Рич выступает за более тонкий подход: «Я думаю, что мы на самом деле должны учить детей пользоваться этими инструментами так же, как мы учим их пользоваться компьютером или карандашом и бумагой. Если мы запретим использовать телефоны в школах, у нас не будет ни времени, ни места, где дети могут учиться эффективно использовать эти мощные инструменты. Важной частью их эффективного использования является понимание того, когда стоит ими пользоваться, а когда нужно отключить и заняться другими делами.»
ВОЗРАСТ ОТ 13 ЛЕТ И СТАРШЕ
Фото: Shutterstock.
К этому времени, когда дети достигают старшей школы, некоторые из них уже обладают социальными и эмоциональными навыками, позволяющими регулировать использование экранного времени. При этом 54% американских подростков в возрасте 13-17 лет утверждают, что посещают YouTube «почти постоянно» или «несколько раз в день».
— Но есть и те, кто совершенно не может отказаться от телефона, как правило, – это пациенты нашей клиники, — говорит Рич. – Непрерывное использование интернета почти всегда является симптомом психического расстройства или каких-то заболеваний, как правило, депрессии, социальной тревожности, аутизма или СДВГ. Помощь подросткам в ограничении использования Интернета на самом деле заключается в том, чтобы дать им инструменты для решения этих основных проблем.
Безусловно, тотальная зависимость от гаджета – далеко не всегда признается психическими проблемами или буквальной наркотической зависимостью.
— Интернет – это необходимый ресурс, — напоминает профессор Рич. – Нам и детям он нужен, чтобы учиться, учиться и общаться.
Если говорить о «злоупотреблении» интернетом, то часто это не физическая зависимость, а психологическая. Это можно сравнить с расстройством пищевого поведения:
— При РПП люди едят не потому, что голодны, а пытаются заполнить пустоту внутри себя или боль. Когда мы боремся с компьютерным поведением (то есть вызванным реакцией на стресс – прим. Ред.), то в первую очередь учим само-регуляции, а также пытаемся разобраться с внутренними проблемами. То же самое должно быть и в отношении гаджетов, — считает Майкл Рич.
Что ДЕЛАТЬ?
Рич с оптимизмом смотрит на будущее для детей. И дает несколько советов:
1. Привыкнуть к скуке.
Это касается и взрослых: «Мы настолько не любим скуку, что не можем подняться в лифте, не вытащив телефон».
2. Повышать физическую нагрузку, читать и заниматься всем, что не связано с гаджетом.
3. Развивать критическое мышление, в том числе к тому, что дети видят на экране. И не только смартфонов, но и ТВ.
«В конечном счете, говорим ли мы о телевидении, смартфонах или покоенной искусственного интеллекта, наша цель состоит в том, чтобы помочь детям критически мыслить, быть грамотными в цифровом мире. И не только в том, что они получают, но и в том, что они пишут в постах или комментариях», — отмечает профессор.
Фото: Shutterstock.
КОММЕНТАРИЙ РОССИЙСКОГО ЭКСПЕРТА
Ребенку полезно скучать.
Согласен с американским экспертом и профессор Дмитрий Морозов, директор НИКИ имени Ю.Е. Вельтищева, главный внештатный детский хирург Минздрава России, эксперт телеканала «Доктор»:
— Сегодня дети всё больше времени проводят в гаджетах и забывают выходить на площадку, поиграть во дворе — в этом состоит одна из основных задач взрослых. Современные дети гораздо лучше нас, просто нужно им помочь это осознать. И, как ни странно, одним из первых шагов к этому – скука. Ребенку, я в этом глубоко убежден, необходимо время для пустоты, для мечтаний. Время не в гаджете, а для того, чтобы парить в облаках. Мечты способствуют движению вперед. А гаджеты – формируют потребительское поведение. Ребенок в норме должен быть лидером, двигаться вперед. А значит, и развитие личности должно проходить комплексно, включая и спортивную нагрузку.