«Я занимаюсь только тем, что мне нравится» Российские ювелиры создают уникальные украшения. Как они завоевывают сердца россиян?

12 мин на чтение

«Я занимаюсь только тем, что мне нравится» Российские ювелиры создают уникальные украшения. Как они завоевывают сердца россиян?

Ювелирные изделия — один из самых востребованных аксессуаров в России, занимая 32% среди всех покупателей. В первом полугодии 2024 года граждане России потратили на ювелирные изделия почти 200 миллиардов рублей. Наибольшим спросом пользуются украшения российских брендов, включая не только традиционные — серьги, кольца и браслеты из золота с мелкой россыпью бриллиантов, но и авторские изделия локальных мастеров — всевозможные серьги-каффы из серебра, парные браслеты для влюблённых, кулоны, созданные по мотивам картин и Ван Гога, и даже кольца с впаянными в них монетами эпохи. Ювелиры отвечают покупателям взаимностью: количество небольших частных производств растёт на глазах. Так, на одном ресурсе «Ярмарка мастеров» сейчас представлено почти полмиллиона дизайнерских украшений. Трудно ли начинать собственное ювелирное дело? Как создать украшения с уникальным ID, которые не затеряются на рынке? И как обрести свободу в одной из самых контролируемых государственных сфер бизнеса? Об этом «Лента.ру» рассказали сами мастера-ювелиры. Некоторые из них совсем юны, но уже добились больших успехов.

Веселый, серебристый, взывает черная безрамочная футболка…

«Летом я побывал в ювелирном лагере Шароновых, — рассказывает Архип Щепин. — Мы учились азам мастерства: делали выпилки, выкладки и эмали. Первую неделю было трудно, а вторую очень увлекательно. Я сделал три вещи — закладку для книжки в виде меча, две лунки и кольцо с эмалью.

Архипу — 14, он москвич, родился и вырос в семье ювелиров. Его мать Маруся Вдовиченко — владелица интернет-магазина «Штуки в руки», для которого она создает нетривиальные украшения, например, броши в виде картины, а к ним пин «Бабушка-музейная смотрительница». Архип свое первое кольцо смастерил в 11 лет. Правда, оно было из дерева — ему как раз на день рождения подарили токарный станок. Но ювелирное дело его увлекло, и сейчас в его линейке уже семь украшений: кольцо с черепом, мозги которого сделаны из обработанного ультразвуком камня, серьги в виде щитов викинга, кольцо-годалка и несколько коллекционно-спиннеров.

Одним из самых необычных изделий стало кольцо в виде поезда метро, который двигается сквозь станции.

Идея пришла мне на ум года полтора назад. Я хотел сделать украшение в виде детской игрушки, мне нравилась игрушечная железная дорога. Вот я и придумал поезд.
Архип Щепин

Архип прошел курс 3D-моделирования. Вместе с преподавателем он сделал модель кольца, а Маруся помогла отлить спиннер у литейщиков.

«Кольцо у нас долго не получилось, — продолжает Архип. — То поезд не крутился, то оно ломалось от удара.»

Прошлой зимой украшения были закончены: по гладкому серебряному кольцу бегал паровоз с вагончиками и прицепом для угля. А еще пару месяцев спустя Архип дополнил эту модель объемными миниатюрными павильонами станций метро «Красные Ворота» и «Арбатская да С». Кольцо-метро стало хитом. Мастер выставил его в своем Telegram-канале, кроме того, оно было представлено на выставке Artflection, где Архип Щепин оказался самым юным участником.

«Золото завезли!»

У ювелирного дела в России долгая история. Еще в XIX веке в нашей стране работало множество мастеров: от знаменитых, Карла Болина и до безымянных артелей, делавших недорогие кольца, браслеты, цепочки, броши и гребни для волос.

После революции 1917 года частное производство и торговля ювелирными изделиями в СССР были под запретом. В Советском Союзе все украшения производились исключительно на заводах и фабриках — знаменитых «Русских самоцветах», Костромском ювелирном заводе, Московском ювелирном заводе и многих других, а продавались в специализированных магазинах, подчинявшихся Главювелирторгу. Украшения выпускались многотысячными тиражами, но ассортимент их был невелик. В основном кольца, серьги, цепочки и брошки из золота 583 пробы, а также изделия из серебра — черненные браслеты, серьги с бирюзой или агатами, кольца с прозрачным горным хрусталем. На ювелирном заводе в выпускали украшения из янтаря — крупные бусы, браслеты и броши в виде колокольчиков и желудей.

В 1970-е годы в моду вошли украшения с крупными камнями — серьги «Малинки», перстни «Шахиния». Неизменные советские граждане считали эти камни бриллиантами, рубинами и сапфирами, но на самом деле это были искусственные минералы — фианиты и корунды, которые с помощью примесей придавали красный, синий или фиолетовый оттенок.

«Несмотря на это, в советские годы украшения были в дефиците, — поясняет писатель Елена Веселая, специалист по ювелирному искусству. — Люди свято верили, что золото спасет их в трудную минуту, и скупали его при первой возможности».

Эксперт вспоминает, что свое первое украшение она купила так же — поддавшись общему ажиотажу.

В семье Веселых украшения не носили — ценностью считались книги, которые дома был забит от пола до потолка. Но когда Елена исполнилось шестнадцать, отец дал ей 100 рублей и предложил что-нибудь купить. Отстаивая длинную очередь в ювелирном на Арбате — «золото завезли!» — она купила то, что попалось под руку: золотое колечко с ярко-красным камушком

В 1991 году плановую экономику сменила рыночная. Границы открылись, и в Россию хлынул поток импортных украшений. Они были очень разными, отмечает эксперт. С одной стороны, на прилавках ювелирных появилось дешевое дутоватое золото из Европы, а позднее — из Азии. С другой — уже в нулевые первые российские закупщики отправились на ювелирные выставки в Токио и Париж. Они привезли в Россию изделия мировых брендов — Cartier, Bvlgari, Graff.

Что касается частных ювелиров, то, по словам Васелой, некоторые из них работали и в советские годы. В основном они делали украшения из мельхиора и подделочных камней с Урала и продавали в художественных салонах, в которых имели право реализовать свои произведения члены Союза художников СССР. В начале 2000-х небольшие ювелирные мастерские открывались повсеместно. Так, один из ювелиров, Евгений Зыскинд, владелец бренда Thing Jewelry, начал в эти годы свой профессиональный путь: «В этих приезжали уважаемые люди, садились на табуретку у верстак и заказывали цепи и печатки себе, кольца и серьги для своих женщин по где-то радовать каталогу Otto». Первые мастера заказали и совершенно неожиданные вещи. Один предприимчивый просил позолотить уединенную железную гору, а другой — изготавливать точную копию английских колониальных весов XIX века.

Неизбежные,scarab, метеориты и тайные знаки

Все изменил 2014 год. Тогда Россия столкнулась с первыми экономическими санкциями, курс доллара вырос с 32 до 70 рублей, доходы россиян упали, и покупать украшения для многих стало слишком дорого. «Раньше средний чек был 50-60 тысяч рублей, а теперь они и 20 тысяч не тянут», — говорили ювелиры. В результате ювелирный рынок расслоился: на одном его плюсе оказались мастера, создающие уникальные украшения, — Ичиен, Лиза Борзая. На другом — сетевые магазины, сделавшие ставку на дешевую продукцию. Именно в то время набирали силу такие гиганты массмаркета, как Sunlight, Sokolov, «585.Золотой», которые в прошлом году дошли до 67 процентов всех продаж.

Но были и положительные сдвиги. В 2010-е годы благодаря развитию технологий оказалось, что ювелирную массу не так уж сложно. Верстак, газовая горелка, гальтовка, ультразвуковая полировка — все это можно было приобрести примерно за 300 тысяч рублей. Один грамм серебра — от 20 до 35 рублей. Кроме того, в 2019 году в России официально разрешили продавать ювелирные украшения через интернет, а в 2021-м они появились на маркетплейсах.

Все это подтолкнуло россиян к мысли, что создавать украшения может каждый, особенно если речь идет об изделиях категории demi-fine jewelry — кольцах, серёжках, браслетах из серебра с подделочными камнями. Как результат, с 2010-х годов в нашей стране одна за другой стали появляться локальные марки украшений. Так, финансист Дина Сагидуллина, вдохновившись геометрическими формами, астрономическими символами и алхимическими знаками, основала компанию Himere. Ольга Локшева, философ по образованию, запустила бренд Moonswoon, визиткой которого стали украшения в форме незабудок. Два москвича, художник Николай Пуставков и юрист Владислав Цицилин, придумали бренд Fjord — «текучие» браслеты, серьги-мотыли и кольца со скоробеями. А петербуржец по совету знакомых геологов начал делать украшения из осьминогов меторитов — их возраст насчитывает в среднем 4,5 миллиарда лет.

«Мне не хотелось подражать отцу, хотелось делать что-то свое»

Сегодня, по данным Ассоциации ювелиров России, в нашей стране свыше 14 тысяч магазинов, продающих ювелирные украшения. Из них 64 процента — магазинчики локальных брендов. Схожая ситуация и в сфере интернет-торговли. Только на платформе «Ярмарка мастеров» сейчас представлено 406 272 ювелирных изделий. Продают все — от обручальных колец и брошек до украшений для ладоней и гребней для бороды.

Один из активных участников этого рынка — бренд Strelnik Jewelry, который был создан в 2017 году в Калининграде дизайнером и предпринимателем Андреем Стрельниковым, специализирующимся на украшениях с янтарем.

«С ювелирным делом я знаком с детства, — рассказывает о себе Андрей. — Мой отец Александр Стрельник в советские годы был мастером по камню. В начале 2000-х он открыл собственную мастерскую и до сих пор выпускает изделия из серебра с янтарем».

Хоть Андрей с ранних лет видел процесс создания украшений, ювелиром он стать не хотел. «Когда растешь в Калининграде, янтарь под ногами, но ценность его не осознаешь», — поясняет дизайнер. «А когда я увял в Калининградском государственном техническом университете (КГТУ), где получил специальность в области менеджмента.

Все изменено случай. «В 2016 году мы с женой Юлей увидели в какой-то лавочке диоптаз, — вспоминает Андрей. — Юля предложила сделать с ним кольцо. Я придумал дизайн и заказал украшение на производстве у отца. Кольцо получилось удачным, оно нравилось всем нашим друзьям. А я тогда только окончил магистратуру и находился в поиске. Вот я и пошел к отцу на производство — учиться ювелирному делу».

Первыми изделиями Андрея Стрельника стало кольцо из серебра с подделочными камнями, а затем и с янтарем. А затем и с янтарем. «Янтарные украшения, которые делали наши предки, очень актуальны и сейчас, в частности для молодежи», — добавляет Андрей.

«Создавать украшения оказалось непросто, но увлекательно, отмечают юверы. «Я всегда выкладываю перед собой и начинаю выбирать камни под каждое изделие, мысленно воображая результат, — рассказывает Андрей Стрельник. — Юля тоже вносит свой вклад — у нас с ней схожий вкус, и я каждый раз представляю, сможет ли она носить такое украшение или нет».

Поделиться новостью
Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Exit mobile version