Что такое «бежевые мамы» и почему их детей называют грустными? Все о тренде и его влиянии
«Бежевое материнство» — это популярный тренд в социальных сетях, который для кого-то становится образом жизни и способом воспитывать ребенка. Узнать его поклонниц легко: они выкладывают эстетичные фото своих детей, одетых в бежевые и пастельные тона, играющих с деревянными игрушками (и в кое-каком случае не с разноцветными) в минималистичном и однотонном интерьере. Этот тренд популярен уже несколько лет, несмотря на критику. «Лента.ру» рассказывает, кто такие «бежевые мамы», почему они отказываются от ярких цветов, как это влияет на развитие ребенка и за что критикуют такой выбор.
Кто такие «бежевые мамы»
Термин «бежевые мамы» обозначает женщин, которые находятся в декретном отпуске, ведут спокойный образ жизни, предпочитают минимализм и приглушенные цвета в интерьере и одежде. В своих блогах они рассказывают о нейтральной эстетике, выкладывают фото и видео со своими детьми, одетыми в нейтральные и монохромные оттенки.
Интерьеры «бежевых мам» — это классические — светлая цветовая гамма, минималистичный дизайн, много пространства, все вещи убраны в шкафы, натуральные текстуры.
Эстетика «бежевых мами» включает:
Изначально термин применяли как насмешку над трендом на нейтральность и минимализм. В 2022 году блогер и комик Хейли Дерош выложила ироничный о «грустной бежевой одежде для грустных бежевых детей», в котором прокомментировала фотографии из интернет-магазина. Выражение «грустный бежевый» (sad beige) закрепилось и стало популярным, а Дерош начала выпускать больше сатирического контента по этой теме.
Другие авторы стали ссылаться на тренд и обсуждать «грустное бежевое» воспитание детей. Но выражение подхватили и сами «бежевые мамы» — правда, без прилагательного «грустный». Под хэштегом #beigemom они делятся своим стилем и эстетикой.
В «бежевых мам» могут записываться и знаменитости, которые публикуют фото с похожей эстетикой в соцсетях: так Ким Кардашьян за изображение минималистичной гостиной и Кайли Дженнер, которая на видео бежевую мебель в комнате сына.
Пользователи, что встречались с трендом только в соцсетях, но никогда — в реальной жизни.
В случае инфлюенсеров нельзя быть уверенными, действительно ли они во всем поддерживают образ жизни, который показывают. Например, блогершa Нэтти Пауэлл в 2023 году после того, как перекрасила игрушечную рождественскую елку в более спокойные тона и показала это в соцсетях. Ее раскритиковали как «грустную бежевую маму». Защищаясь, Пауэлл на то, что у нее дома «тысячи других ярких игрушек», но критики проигнорировали даже те из них, которые находились в кадре.
О том же фотограф Мэдди Берн, поддерживающая тренд. По ее словам, самые стойкие приверженцы «грустных бежевых» соцсетей могут скрывать от объективов более яркую жизнь. «Они прячут все разноцветные игрушки в симпатичную корзинку. У них есть целая комната, которую они никогда не показывают, потому что это может быть красочная игровая», — подчерпнула Берн.
Философия «бежевых мам»
Основной упор поклонницы тренда на то, что яркие цвета могут негативно влиять на детей и перегружать их сенсорную систему. С помощью эстетического пространства у малышей начинают с малых лет формироваться чувство стиля. К тем же интерьерам в пастельных тонах нравятся им самим, и матери не видят ничего плохого в том, чтобы растить детей в такой среде.
«Бежевые мамы» от классической гендерной привязки к цвету в детской одежде: голубой — для мальчиков, розовый — для девочек. Бежевые цвета и похожие оттенки считаются нейтральными и подходят для всех, к тому же не навязывают детям мужественность или женственность.
Другой важной составляющей тренда — экология. Из окружающей среды ребенка начинают исключать все, что может быть потенциально токсичным и вредным. Причем не только для него, но и для природы. Например, мамы заменяют пластиковые игрушки деревянными, при производстве которых не использовали краску. В одежде выбирают небелёный хлопок — у него как раз бежевый оттенок.
Защитники такой эстетики часто на педагогику Монтессори. Это, которую в ХХ веке разработал итальянский педагог Мария Монтессори, где в главу угла ставят самостоятелность и свободу ребенка, обучение вне жестких рамок.
Система утверждает, что дети лучше учатся в среде из блеклых оттенков, которые успокаивают и помогают сосредоточиться. Классы в школах, которые используют такую методику, обставляют мебелью из натуральных материалов в нейтральных тонах. При этом от ярких цветов не отказываются — могут использовать такие игрушки и элементы в декоре. Например, Мария Монтессори с помощью разных цветов запоминать иерархию чисел: единицы — зеленые, десятки — синие, а сотни — красные.
Влияние цвета на развитие детей
В первый месяц жизни цвет значения, поскольку младенцы видят мир черно-белым и с оттенками серого. Но для них важен контраст, чтобы различать границы предметов. То есть игрушки должны быть значительно светлее или темнее окружающих их предметов, чтобы выделяться для развитого зрения младенца. Яркие игрушки подходят для этого: удерживают внимание и помогают развивать остроту зрения.
Только к шести месяцам дети начинают полностью различать цвета. С возрастом у них появляются свои предпочтения, в том числе цветовые, Роберта Голинкофф, профессор педагогики и психологии Университета штата Делавэр. Тогда родителям стоит искать баланс между собственными эстетическими предпочтениями и желаниями ребенка. По ее словам, когда у маленьких детей вокруг большое количество цвета, у них больше возможностей для обучения.
Детский психолог Наталья Федькаева в разговоре с «Лентой.ру» отметила, что дети, особенно в раннем возрасте, познают мир через сенсорный опыт. Для этого им нужно взаимодействовать с разными цветами, текстурами и звуками. Если ограничить этот опыт, последствия могут быть такими:
«Это не значит, что минимализм вреден. Важно найти баланс. Если ребенок растет в спокойном интерьере, но у него есть доступ к ярким игрушкам, художественным материалам, природе и разнообразному общению, он растет в стабильной среде, что может быть плюсом. Но если эмоциональная экспрессия подавляется, а инициативность не поощряется, это может привести к снижению креативности, эмоциональной заторможенности и трудностям с адаптацией. Важно помнить, что сам по себе этот тренд не патология. Но если он становится способом избежать реальности, стремлением к полному контролю над жизнью ребенка или выражением скрытой тревожности матери, это повод задуматься. Тренд на «бежевых мам» отражает современную культуру минимализма и стремление к спокойствию. Важно помнить, что дети — это не уменьшенные версии взрослых. Им важно познавать мир через цвета, тактильные ощущения, активные игры. Если родителям комфортно в минимализме, но ребенку при этом предоставлены возможности для сенсорного и эмоционального опыта, беспокоиться не о чем. Проблемы начинаются, когда минимализм становится навязчивой идеей и ограничивает ребенка. Стоит задуматься о том, чтобы внести в его жизнь больше красок — во всех смыслах.
Нейропсихолог Аманда Гаммер, что нет доказательств тому, будут бежевые игрушки тормозить развитие. Тем не менее ее беспокойство родителей обставлять дом исключительно фотогенично. У детей должна быть возможность исследовать окружающее пространство и создавать беспроблемные памперс — это помогает обучению.
Некоторые исследования, что младенцы дольше всего смотрят на синие оттенки и меньше всего — на желтые. В другом исследовании обнаружили, что младенцы дольщи смотрят на желтый, чем на синий. Ясно одно: младенцев привлекает контраст и, как следствие, насыщенность цвета.
И все же окружающая обстановка может стать слишком стимулирующей: в концентрации внимания выявили, что разные игровые поверхности отвлекают детей сильнее, чем однотонные. Так что при оформлении детского пространства лучше соблюдать меру.