Почему мы все стали одеваться одинаково? Как интернет стал причиной этого явления

9 мин на чтение

Почему мы все стали одеваться одинаково? Как интернет стал причиной этого явления

Пять лет назад пользователи соцсетей с удивлением наблюдали за тем, как TikTok формирует модные тренды, предоставляя полную свободу для творчества. Однако это оказалось иллюзией: микротренды возникают и исчезают с такой скоростью, что купленная сегодня вещь может оказаться устаревшей уже через неделю. Одежда перестала быть способом самовыражения и превратилась в инструмент для создания контента, который теряет свою актуальность за считанные часы. Как «коры» из соцсетей убили индивидуальный стиль — в материале «Ленты.ру».

Откуда берутся и почему так быстро исчезают тренды?

«Все началось с того, что мы стали путать слова «мода» и «стиль», называя стильными любые вещи, которые вчера появились на полках магазинов или заполнили TikTok. На самом деле они просто трендовые», — считает блогерша Алина Мурадимова.

По ее мнению, дело не только в том, как быстро начинают меняться тренды, но и в том, кто теперь является фэшн-инфлюенсерами. Мировые бренды постоянно сотрудничают с блогерами для продвижения своей продукции. Однако зачастую они отдают предпочтение тем, кто обладает уникальным стилем и особыми предпочтениями в одежде, а тем, кто любит горящие тренды.

Многие инфлюэнсеры по-прежнему выглядят привлекательно, однако поток вдохновляющих изображений в ленте, легкость онлайн-покупок и переизбыток тенденций, которые моментально подхватывают гиганты быстрой моды, изменили правила игры. Теперь потребитель сосредоточен на покупке одной, трендовой и часто очень дорогой вещи, которая заставит его почувствовать себя лучше и подарит мгновенное удовлетворение.

Мода вступила в эпоху всемоздешных коров (от английского core — микростили, вокруг которых разворачиваются целые концепции) из TikTok. Ранее тенденции в сети распространялись довольно медленно и регулировались практическими руководствами, форумами и небольшими блогами. Но с момента появления TikTok в 2019 году скорость их появления и смерть достигла пика. Office core, ballet core, slavic core и даже Adam Sandler core — простые пользователи соцсетей чувствуют себя заваленными различными микротрендами и не могут быть уверенными, что на самом деле модно, а что будет считаться устаревшим уже через неделю.

Фото: @hoskelsa

Автор бестселлера о моде Big Dress Energy Шакала Форбс уточняет, что изначально суффикс -core был связан с прогнозами трендов еще в 2013 году. Его использовали для описания внутренних тенденций, таких как normcore, — эстетики, включающей удобную, нейтральную одежду для повседневных образов. Это отличается от макротрендов, которые обращены к широкой аудитории и чаще всего отражают определенное десятилетие.

Обычно микротренды содержат ключевые элементы — определенный оттенок цвета или деталь на одежде. Их часто задают дизайнеры или бренды. Например, cottage core наметила бренд Hill House Home, barbie core вышел из осенней коллекции Valentino PP Pink, а ballet core появился от Miu Miu 2023

«В отличие от вечных тенденций, которые не имеют устоявшихся корней в моде и скорее напоминают мемы. Они кажутся строгой униформой из конкретных вещей, которые нужно собирать и носить определенным образом, а не широким способом одеваться, основанным на какой-либо реальной субкультуре или культурном движении. Вот почему они так быстро исчезают», — явление американский эксперт моды Райан Фин.

Как найти и сохранить свой стиль в эпоху соцсетей?

«В 2006 году, когда я впервые завела блог о моде, ландшафт был совсем другим. Я познакомилась с девушками, выражавшими себя способами, которые сейчас кажутся гораздо менее распространенными. Общей нитью, которая нас объединяла, было то, что мы экспериментировали с личным стилем как коллектив. Но при этом наши гардеробы были совершенно разными — у нас не было плана создать идеальный капсульный гардероб. А еще меньше брендов поставляли товары по всему миру, что накладывало ограничения на шопинг. Быстрая мода не была таким гигантом, каким она стала сегодня», — воспоминает фэшн-инфлюэнсер.

Сопротивляться тенденциям сложно, пишет колумнист GQ Крис Блэк, но именно это делали иконы моды, и это единственный их шаг, которому стоит подражать. «Начните с установки границ. Не все сделано для всех. Ценить что-то и носить это — две разные вещи. Я думаю, Джейкоб Эльорди отлично выглядит, несет сумочку Bottega Veneta в спортзале. Но он под два метра ростом. Это очень известный актер, и он не подчиняется нашим правилам», — говорит журналист.

В своей статье Блэк приводит несколько советов по поиску и сохранению индивидуального стиля. Во-первых, по его мнению, избегать модных ошибок поможет самоконтроль. «Если вы думаете, что это слишком, спросите надежного (и стильного) друга, который будет с вами честен. Вы можете экспериментировать, не заходя слишком далеко, и в конце концов найти то, что подходит именно вам», — рекомендует он.

Фото: Raimonda Kulikauskiene / Getty Images

По словам Крис Блэка, логотипы чаще всего являются врагами стиля. Потребители стали одержимы одеждой с кричащими лейблами, думая, что таким образом они демонстрируют окружающим свой высокий статус и хороший вкус. В действительности же выглядеть дорого можно, надела красивую простую одежду. «Тиха роскошь была фальшивой тенденцией, порожденной людьми, которые слишком нравились телевизионное шоу», — критикует эксперт.

Еще одна проблема, по словам Блэка, рост популярности спортивного стиля и всеобщее принятие неряшливой одежды. «В понедельник утром я иду по поживленному аэропорту с гордо поднятой головой, потому что на мне рубашка и джинсы, а окружающие меня люди надели пижамы с изображением Губки Боба, смехотворные толстовки с капюшоном. Возможно, мне не так комфортно, но у меня есть самообладание», — заявляет он.

Сейчас не 1950-е. Я не предлагаю вам надевать галстук и пиджак в поезд, но в реальном мире необходимо носить реальную одежду. Это поможет вам чувствовать себя лучше, уверенное — плюс вы можете пойти на обед сразу после приземления
Крис Блэкаколумнист GQ
колумнист GQ

Почему быть похожим на других — это хорошо?

В своей книге «Мир в огне, но мы все еще покупаем обувь», фэшн-журналист Алекс Лич утверждает, что мода стала «моментом для трансляции». Речь идет о том, что тенденции меняются так быстро, что вещи теперь — лишь часть онлайн-контента, а не предметы, которые надевают для самовыражения.

С психологической точки зрения распространение соцсетей и переход на контент в краткой форме последовательно связаны с сокращением объема внимания и ростом поиска новизны, которое учеными моды дефинируется. Чтобы набирать лайки и увеличивать вовлеченность, необходимо выглядеть определенным образом, а сделать это можно, поймав следующий микротренд как можно раньше.

Однако это актуально только для медийных персон. Для обычного человека непохожесть на других всегда требует дополнительных усилий, причем непонятно, для чего именно ему нужно отличаться. «Во все времена люди одевались очень похоже: если мы вспомним моду конца XVIII и начала XIX веков, то поймем, что все носили одинаковые парики, корсеты, платья. Если мы посмотрим на моду 1950-х, 1960-х, 1970-х, 1980-х и так далее, то мы снова обнаружим, что все одевались одинаково. Получается, что похожесть — это важный антропологический признак для выживания человека», — приводит Мурадимова размышления психотерапевта Гузель Кутдусовой.

Фото: Getty Images / Bettmann / Contributor
Все всегда одевались одинаково, но обратили мы на это внимание только сейчас из-за соцсетей
Гузель Кутдусовнопсихолог
психолог

Расуждая о вряд ли и полезности всеобщей одинаковости, она утверждает, что в целом данное явление — положительно. Как правило, необычные внешние виды обладают творческими людьми и, по наблюдениям специалистов, в обществе часто плохо относятся к тем, кто сильно выделяется из толпы. «Кроме того, с точки зрения психологии, нам особенно приятно те люди, которые очень сильно похожи на нас», — подводит итог Гузель Кутдусова.

Поделиться новостью
Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Exit mobile version