Выбор в пользу брака с архитектором зачастую приводит к неожиданным приключениям. Сара Шеклетон, 62 года, в собственных словах «осторожная и склонная к избеганию рисков учительница математики», провела три десятилетия, находясь в центре Оксфорда. Тем не менее, ее муж, Адриан Джеймс, 61 год, лауреат премий, ощутил творческий толчок, когда их дети покинули дом, а пандемия изменила их взгляды на жизнь. Подходя к своему 60-летию, Джеймс мечтал о доме на склоне холма, выражая желание насладиться высокими видами. «Мне хотелось подняться высоко и наслаждаться достойным панорамным видом.»
Шеклетон добавляет: «Адриан обожает прогулки, и всякий раз, увидев холм, он стремится добраться до его вершины.»
Во время локдауна пара исследовала луг с видом на знаковый горизонт Оксфорда, где Адриан поделился своим видением дома в своем идеальном месте.
Перенесемся вперед на четыре года: Джеймс воплотил свою мечту в реальность, построив потрясающий дом на четыре спальни, названный «Медное дно». Дизайн поражает своим угловатым стилем и яркой медной фасадной отделкой, напоминающей что-то прямо из научно-фантастического фильма или абстрактной картины. «Я случайно подслушала, как мимо проходящие люди называли его ядерным бункером,» — смеется Шеклетон.
Соседи пары ценят смелый дизайн. За несколько лет до этого жители соседнего эдвардианского дома обратились к Джеймсу за советом по продаже части своего сада. Во время недавней прогулки он осознал, что участок — чуть меньше трети акра — так и остался неразвито. «Адриан связался с владельцами, и они признались, что их застройщик отказался от сделки. Они спросили, не хотим ли мы купить этот участок,» — рассказывает Шеклетон.
Авангардный стиль Джеймса получил признание, даже упоминания в известных архитектурных справочниках за его характерные и угловатые проекты. Однако проект столкнулся с трудностями в начале: вскоре после продажи их предыдущего дома, чтобы переехать в съемное жилье, Шеклетон перенесла несчастный случай наездницы, который оставил ее с сломанным позвоночником. «Я была вынуждена передвигаться на коленях, пока упаковывала коробки,» — вспоминает она.
Когда они начали строительный процесс, подрядчик неожиданно увеличил исходную цену на 80%. В результате они обратились к небольшой семейной фирме GC Interiors и пересмотрели планы, чтобы сократить затраты. Изначально предполагая построить бетонный дворец, вдохновленный знаменитым архитектором Тадао Андо, Джеймс переключился на использование структурных изолированных панелей (SIPs) для каркаса и выбрал медную облицовку вместо бетона.
Традиционно используемая в куполах исторических церквей, медь устойчива (производится из переработанных электрических проводов), удивительно долговечна и значительно легче бетона, что в конечном итоге снижает затраты на фундамент.
Увлечение Джеймса медью восходит к его детскому восхищению школьной башней с часами и ее светлым зеленым крышей. «Меня всегда поражало, что материал может улучшаться с возрастом. Зеленый цвет — это защитный слой, который длится бесконечно, не требуя покраски или замены в течение века. Медь переживет любую конструкцию, которую она оборачивает, и способна выдерживать различные погодные условия,» — объясняет он.
С улучшением качества воздуха процесс, необходимый для приобретения медью ее зеленой патиной, длится десятилетиями. Чтобы ускорить этот эффект, Джеймс приобрел медь с предохраненной патиной у KBE, немецкого производителя облицовки. «Полностью зеленый подход был смелым решением, однако он легко вписывается в ландшафт,» — отмечает Шеклетон.
Медная облицовка способствовала формированию уникального облика дома, который Джеймс описывает как «оригами-образный». Под облицовкой скрывается традиционный прямоугольный деревянный каркас. Учитывая южную ориентацию и обилие окон, возникла проблема перегрева. Изменяя форму экстерьера, а не просто добавляя традиционную защиту, такую как навесы, уникально угловатая медная оболочка служит «солнечным шлемом», предотвращая попадание солнечного света в углубленные окна. Крыша южного фасада нависает над окнами, блокируя интенсивные летние лучи, при этом позволяя проходить более мягкому зимнему свету. Также восточные и западные фасады имеют «сглаженные выпуклости», создающие глубокие оконные ниши, чтобы смягчить перегревом летней жары.
С учетом изменений климата, дизайн угловатых медных домов может стать актуальным. «С ростом температуры летом ограничение размеров окон — это не решение. Нам нужен свет, а виды положительно влияют на психическое благополучие. Вместо устаревших решений, таких как жалюзи или ставни, мы формируем сам экстерьер для обеспечения солнечной защиты,» — формулирует Джеймс.
Этот дом подготовлен к ожидаемому повышению температуры, Джеймс называет Copper Bottom «обитаемой электростанцией». Он оснащен 37 солнечными панелями, которые питают батарею емкостью 20 кВтч. «Мы генерируем 134% от нашего потребления, так что летом мы получаем компенсацию за излишки энергии. У нас есть расходы на зимнюю электроэнергию, но мы стремимся быть углеродно положительными в течение года,» — объясняет он.
Дополнительные устойчивые особенности включают два тепловых насоса, аккуратно размещенных в weathered steel shed на заднем дворе. «У меня есть страсть как к медью, так и к ржавой стали,» — делится Джеймс, упоминая их красоту как часть промышленной археологии.
Здесь также есть трехслойные стеклопакеты, система сбора дождевой воды и механическая вентиляция с рекуперацией тепла (MVHR), а также быстрая зарядная станция для автомобилей и велосипедов.
Местоположение было решающим для их нового дома, предлагая десятиминутную поездку на велосипеде до центра Оксфорда. Шеклетон часто ездит в город по выделенным велодорожкам, используя свой электрический велосипед для хребтовой местности. Джеймс также добирается на велосипеде, однако его домашний офис выделяется потрясающей мезонинной компоновкой с 4-метровой книжной полкой и 3,6-метровым столом с видом на объединенную кухню и столовую.
Несмотря на его сказочную атмосферу, Джеймс уверяет, что это рабочее пространство вдохновляет на продуктивность. Он продумал каждую деталь — почти. Выбор кирпичной акцентной стены в столовой для рождественской елки стал проблемой; он забыл установить электрическую розетку там, и они ищут решения.
Общий бюджет их проекта составил 1,25 миллиона фунтов стерлингов, при этом Шеклетон настаивала на том, что средства от продажи их прежнего дома покроют все расходы, связанные с покупкой земли и строительством. Джеймс стремился создать достаточно пространства для их детей, которым 28 и 30 лет, чтобы они могли комфортно посетить — доверяясь, что 2500 квадратных футов будет достаточно для праздничных встреч. «Все, что меньше, осложнило бы наши рождественские собрания,» — признает он.
«Мне немного неловко, что я не уменьшила площадь,» — признается Шеклетон. «Я надеюсь на внуков, которые заполнят это пространство.»
Строительство заняло 13 месяцев, и пара переехала в июле. Приняв сельскую жизнь, Шеклетон начала заниматься пчеловодством. Когда ее спросили, скучает ли она по своему городскому дому, она отвечает: «Я ценила жизнь у реки, но это место кажется невероятным. Я оглядываюсь и поражаюсь тем, что живу здесь.»
В конечном итоге Джеймс реализовал свою мечту о доме на холме, надеясь повысить известность меди в архитектурном дизайне. «Было бы замечательно увидеть больше проектов с медью,» — подводит итог он.