Джемма Линдфилд, 45-летняя адвокат, усыновленная в младенчестве, не может усыновить желаемых детей из-за рисков безопасности, связанных с ее квартирой. Несмотря на желание обеспечить любящий дом для старших братьев и сестер, она не может продать свою собственность, чтобы освободить пространство. Прошло четыре года с момента, как она ждёт начала ремонта в своем жилом комплексе в Восточном Лондоне, и ее разочарование растёт, поскольку никаких работ до сих пор не начато.
В понедельник правительство представило схему, направленную на ускорение устранения проблем у около 600,000 человек, живущих в опасных условиях. Однако Линдфилд выразила сомнение по поводу предложенного плана.
План ускорения устранения небезопасных облицовок (RAP) от Лейбористской партии обещает так называемое «решительное действие» для решения проблемы небезопасных зданий, но многие считают, что он не оправдывает ожиданий. Этот план ставит цель исправить небезопасные облицовки на высотных зданиях (более 18 метров) с помощью финансирования за счет налогоплательщиков в течение пяти лет, к концу 2029 года. Дополнительно, в нем указывается, что все средневысотные здания (от 11 до 18 метров) с небезопасной облицовкой должны иметь определенные сроки завершения работ к тому же сроку. По сути, для множества собственников квартир, испытывающих неопределенность, послание ясно: «Подождите пять лет, и, возможно, мы сообщим вам, сколько времени вам еще придется ждать».
Более того, эта инициатива лишь устанавливает сроки, которые, вероятно, не будут выполнены. Она не решает основные проблемы, стоящие за затянувшимся бездействием — почти через семь лет после трагедии в Гренфелле, в результате которой погибли 72 человека, Национальное управление аудита недавно сообщило, что лишь около 12 процентов необходимых ремонтов зданий было осуществлено. Настораживает, что до 60 процентов зданий с установленными пожароопасными факторами остаются неоценёнными. По признаниям правительства, окончательные ремонты могут быть завершены не раньше 2040-х годов.
Критически важным аспектом исполнения являются строгие наказания и новое уголовное преступление для собственников, которые пренебрегают удалением горючих облицовок. Тем не менее, усилия по обеспечению исполнения в основном негативно сказываются на жителях, а не на недобросовестных собственниках недвижимости.
Это часто приводит к тому, что местные пожарные службы предписывают проводить патрулировки небезопасных зданий, обременяя жителей затратами примерно в £1,250 за квартиру каждый год, или даже закрывают здания, тем самым лишая жителей возможности проживать в своих домах. С тех пор как произошла трагедия в Гренфелле, более 15,000 человек были вынуждены покинуть свои дома из-за проблем с пожарной безопасностью.
Задержки в ремонтах часто объясняются спорами между вовлечёнными компаниями о необходимом объеме работ по безопасности. В случае Линдфилд прогресс в ее жилом комплексе заблокирован в течение последних двух лет, так как Vistry, отвечающий за застройку, оспаривает требования к ремонту.
RAP включает в себя соглашение правительства с крупными застройщиками — в том числе и с Vistry — для ускорения ремонтов. Тем не менее, серьезная лазейка позволяет застройщикам ограничивать улучшения только тем, что определяет назначенный ими инженер по пожарной безопасности как риск для жизни, что часто не снижает резко возросшие расходы на страховку жильцов, которые увеличились до 500 процентов. Критически важно, что новое соглашение не закрывает эту лазейку, и застройщики не подвергаются наказаниям за задержки.
Более того, акцент RAP узко сосредоточен на облицовках, игнорируя более широкий спектр угроз. Линдфилд отмечает, что большинство опасных объектов — включая ее собственное — имеют дополнительные пожарные угрозы, такие как дефектные ограждения, которые могут усугубить распространение огня внутри здания. Из-за этого здания нельзя сделать только частично безопасными. Она остаётся в недоумении, как правительство могло считать свою аннотацию даже достойной внимания.
Ранее Лейбористы критиковали неэффективные меры правительства в ответ на этот кризис. RAP, кажется, вносит только небольшие изменения в существующую неэффективную стратегию.
Необходима всесторонняя переоценка. Во-первых, все арендаторы должны быть защищены от финансового бремени ремонта пожарных угроз. Во-вторых, как Лейбористы предложили три года назад, следует создать единственный государственный орган, который будет определять и приоритизировать работы по ремонту на основе риска, минимизируя произвол со стороны частных организаций. Необходимая инфраструктура уже существует в рамках схемы безопасности облицовки Homes England.
В-третьих, важно использовать уже выделенные миллиарды в бюджете: до сих пор использовано только £2.4 миллиарда из £9.1 миллиарда государственных субсидий, при этом от застройщиков и владельцев недвижимости ожидается дополнительно £7.4 миллиарда. Рекомендуется также ввести налог на безопасность зданий для производителей продуктов и строительных компаний, так как они в значительной степени избежали ответственности до сих пор.
В-четвёртых, исполнение должно быть более систематичным, обращаясь ко всем проблемным объектам совместно за все их затронутые собственности, а не по отдельности. Наконец, подобно протоколам страхования от наводнений, правительство должно предоставить государственную поддержку страховщикам для уменьшения катастрофических убытков от пожара выше определённого порога, позволяя арендаторам получать страховку без чрезмерных затрат.
Расследование трагедии в Гренфелле в сентябре завершилось выводом, что трагическая гибель 72 человек была следствием обмана, жадности и «десятилетий неудач центрального правительства». С RAP от Лейбористов жители, оказавшиеся в затруднительном положении, такие как Линдфилд, рискуют столкнуться с еще большими годами неопределенности.