«Сидеть у русской печки — это по-другому!» Почему россияне начали охоту за старыми избы?

21 мин на чтение

«Сидеть у русской печки — это по-другому!» Почему россияне начали охоту за старыми избы?

Фото: Мариинские избы

В 2021 году в соцсетях начали появляться сообщения о том, как 18-летний Эрик Гранквист из Швеции самостоятельно построил избу из натуральных материалов, так же, как это делали его предки. Ранее в похожей избе канады Шон Джеймс на территории национального парка Алгонкин в провинции Онтарио проходил время с женой и собакой. Чем мы хуже? В последние годы в России растет интерес к избиным домам — это возможность уехать на природу и провести время вдали от городов.

Такое жилье, с одной стороны, включает современные удобства, такие как горячая вода и канализация, с другой — имеется возможность по старинке топить печь, делать в ней хлеб и зимой наслаждаться морозными узорами на окнах, а летом — спать на сеновале. Сколько стоит превратить деревянный дом в место для комфортной жизни, с какими проблемами при этом можно столкнуться и чем магия русской избы — в материале «Ленты.ру».

«В XX веке избы потерпели стратегическое поражение»

По статистике, 41 процент россиян хотели бы жить в деревне. Только за последний месяц число запросов в «Яндексе» на покупку деревянного дома превысило 117 тысяч. Больше всего заинтересованы жители Московского региона (почти 45 тысяч запросов), Поволжья (16 тысяч), Санкт-Петербурга и Ленинградской области (10 тысяч). Причем нередко они обзаводятся не современными коттеджами, а классическими бревенчатыми домами столетней давности. Такой тренд называется изби́нг (от русского «изба» и английского окончания -ing) и означает проживание в традиционном деревянном доме, но со современными удобствами.

Изба — деревянное жилое строение, иногда разделенное перегородкой на два помещения (пятистенок) и отапливаемое печью. Русские избы обычно делались одноэтажными, имели двускатную крышу, несколько окон по фасаду и холодные сени. Часто к дому пристраивали клеть (неотапливаемые комнаты), а также крытый двор, в котором держали скотину, хранили инструменты и инвентарь, там же устраивали и отдых.

Основоположником избинга принято считать российского бизнесмена Алексея Шевцова, который в Плесе проект «Потаянная Россия». В одном интервью предприниматель рассказал, что в Плесе он часто с ребенком проводил лето и с детства любил его купеческие домики. В конце 1990-х многие из этих старинных зданий обветшали, и Шевцов решил вернуть им былую славу.

Фото: Владимир Астапкович / РИА Новости

В 2005 году в рамках проекта «Потаянная Россия» Шевцов вместе с братом начали восстанавливать деревянные дома, располагавшиеся рядом с домом-музеем Исаака Левитана, на склоне Соборной горы и на набережной. В каждом бизнесе восстанавливали фасады, воссоздавали интерьеры XIX века, наполняли комнаты старинной мебелью, оборудовали ванные комнаты и провели интернет. Отремонтированные дома Алексея Шевцова сдают в аренду. Так в Плесе появился бутек-отель «Соборная свобода». Сейчас в нем двенадцать аутентичных домов-номерков, названных в честь их прежних хозяев — дом Олимпиды Маклашиной, дом Евстолии Кузнецовой, дом Прозоровских. Пожить в такой «избушке» стоит от 30 до 88 тысяч рублей за ночь.

Нам очень хотелось повысить престиж исторических избушек, чтобы в маленьких бревенчатых домиках могли оставаться отдыхая. Этот тип жилья потерпел стратегическое поражение в ХХ веке, его просто списали, признали бесперспективным. Но сегодня ему возвращается изначально важная роль.
Алексей Шевцов
бизнесмен
бизнесмен

Несмотря на высокие цены, спрос на отдых в старинных домах оказался огромным. В плесских домах останавливаться стали многие известные гости: Алексей Кудрин, Эльвира Набиуллина, Владимир Машков, Татьяна Толстая, принц и принцесса Кентские и т.д. Прибыль бутик-отеля: в июле 2020 года она составила 1,3 миллиона рублей, а в 2023 году в том же месяце доход вырос в девять раз — до 9,2 миллиона рублей. Год назад на волне успеха Шевцов словом «избинг» как товарный знак, а также предложил, взяв за основу традиционную избу, разработать быстро возводимые модульные конструкции, которые будут смотреться более органично в русском пейзаже. Модные нынче форматы жилья, такие как глэмпинги, шале или лоджи — это больше про Европу, Африку, Азию или про футуристические конструкции из инопланетной жизни, заметил бизнесмен. А избинг-отель должен быть похож на деревню — форпост русских первопроходцев, покорителей Сибири и Дальнего Востока.

Фото: Мариинские избы

«Это был дом зажиточных крестьян»

Вслед за Шевцовыми идею придания традиционному деревянному дому современного комфорта подхватили и другие предприниматели. По словам специалистов, это стало особенно популярно в пандемию, когда многие горожане стремились хоть ненадолго уехать из мегаполиса и пожить на природе — в избушке с печкой, в окружении яблонь. Но так, чтобы не поступаться городскими удобствами — горячим душем, теплым туалетом, посудомойкой и стиральной машиной. В ответ на спрос появилось и предложение: пожить в настоящей русской избе теперь можно не только в Плесе, но и во многих других селах и небольших городах. Так, в Ярославской области есть изби́нг-отель «Тыгындым», в Тульской — проект «Избы в Ченцово», а в Ленинградской возрождается целая деревня Мандроги, основу которой составили дома XIX века, вывезенные из соседней Волги.

Один из таких ярких проектов — туристический комплекс «Мариинские избы», три года назад предпринимателем Игорем Черноголовым в селе Мариинск в 70 километрах от Екатеринбурга. Проект экодеревни появился как раз в дни пандемии, говорит операционный директор комплекса Инна Нагауманова. Бизнесмен, у которого в селе дом, жил в Мариинске во времена самой изоляции. В марте 2021 года, отмечая 50-летний юбилей, он пригласил на дачу друзей и разместил их в соседских домах — так родилась мысль купить в деревне несколько избы и превратить их в гостевые дома для туристов.

Место было вполне подходящим. Мариинск — старинное село, основанное в 1783 году заводчиками Демидовыми. До революции поселок был большим, в нем насчитывалось 102 двора, работало несколько фабрик и кузниц. Сегодня в Мариинске проживает 580 жителей, есть школа, медпункт, храм и метосстанция — согласно ее данным, в селе самые чистые воздух и вода на Среднем Урале.

Первым домом, который Игорь Черноголов купил в Мариинске, стала изба Антуфьева, в котором сейчас находится поселковый музей.

Это был дом зажиточных крестьян. У краеведов есть предположение, что изначально им владел небрачный сын Павла Демидова, которому дали возможность работать на заводе. Это единственный двухэтажный дом в селе: наверху были комнаты хозяев, внизу — людская.
Инна Нагауманова
операционный директор туристического комплекса «Мариинские избы»
операционный директор туристического комплекса «Мариинские избы»

Местные жители ничего уникального не замечают. У старшего поколения обнаружились похожие избы в Мариинске, но ни у кого нет опыта посещения сел — по этой причине они трудятся над обновлением архитектурного дома. За свои собственные деньги они планируют выплачивать высокую сумму, чтобы восстановить здание. Но и здесь важно сохранить, что найдется старое окно: его стремятся видеть и реагируют в разных пустых помещениях, где много пустоты в новом доме, в потом чтобы их украшали.

Постарались бизнесмены в Мариинске, где сохранились дома столетней давности, и в каких-то они столицы также отстраивают и изготавливают редкие вещи. «В нашем доме много уникальных вещей, — отмечает Инна Нагауманова. — Например, в доме Антуфьева сохранилась печная дверь 1830 года, также есть старинные раскладные диваны, множество сундуков: большие — для одежды, поменьше — которые брали в дорогу, и совсем маленькие — для хранения денег». Неудивительно, что и у авторов проекта «Мариинские избы», и у Юлии и Александра Малева, много идей и планов на будущее. В Мариинске сейчас идет большая работа: только что туристическому комплексу передали еще одну избу со всей обстановкой, сейчас в ней трудятся реставраторы. В планах — выкупить и восстановить еще три дома, а также подготовить для гостей различные развлекательные программы.

В Мариинске уже можно поиграть в старинные игры, посетить местный музей или прогуляться к Демидовской плотине, а вскоре удастся пообедать под гармонию или поиграть в лото с местным жителем. Александр с Юлией, вслед за ремонтом фундамента, хотят утеплить сени и построить на участке сарай и дровник. Кроме того, Юлия нашла на чердаке настоящий ткацкий станок. Сначала она хотела передать его в краеведческий музей, но это оказалось трудно, и теперь она собирается сама научиться на нем ткать и устраивать мастер-классы для всех желающих.

«Старый дом стал опорой нашей семьи, местом, где мы можем побыть вместе. Собираться у русской печки — это по-другому!» — говорит о магии русской избы Юлия Малеванна. А Инна Нагауманова в ответ на тот же вопрос добавляет: «Изба — это домашнее тепло и уют. Не зря нашим гостям, вступая в дом, восклицают: «Тут как у бабушки в деревне!»».

В целом дом оказался крепким. В качестве фундамента у него под углы по старинной технологии подложены гранитные валы, стены сложены из лиственницы, а крыша покрыта поверх дранкой. Также в доме есть большой сухой подпол и три печи, одна из которых — с лежанкой.

Реставрация старинных домов — дело трудоемкое. В некоторых домах, например, строители меняли сгнившие нижние венцы, в других устанавливали новые опорные столбы, ошкуривали до родного дерева и заново красили окна, ремонтировали печи, восстанавливали штукатурку.

«В доме Фомина у нас есть «окошко в прошлое», — говорит Нагауманова. — Реставраторы, когда добрались до дранки, обнаружили, что под ней наклеены газеты 1922 года. Они взяли этот фрагмент стены в рамочку, и теперь можно и новости почитать, и увидеть, как старые дома делались внутренней отделкой.»

Фото: Мариинские избы

Все интерьеры в мариинских избах тоже подлинные. С самого начала проекта за обликом домов отвечает художник Татьяна Самойлова, первая жена рок-музыканта Глева Самойлова из группы «Агата Кристи». Татьяна собирает и бережно реставрирует старинную мебель и утварь — металлические кровати с коваными спинками, различные ореховые горки, настенные коврики, кружевные подзоры, домотканые половички… «В наших домах много уникальных вещей, — замечает Инна Нагауманова. — Например, в доме Антуфьева сохранилась печная дверь 1830 года, также есть старинные раскладные диваны, множество сундуков: большие — для одежды, поменьше — которые брали в дорогу, и совсем маленькие — для хранения денег.

А разбирая клети и подклеть, Юлия среди прочего нашла безмен, изготовленный в Туле в 1826 году, три старинных самовара, один из первых советских календарей, где церковные праздники отмечены вместе с социалистическими, и множество деревяниц, преобразований фотогрфий в старинных рамках. Все находки Юлия отмывает, очищает и вернёт в домашний обиход.

Фото: Юлия Малева

«Самой первой в дом приехала посудомойка»

Впрочем, деревянные дома сейчас приобретают не только для того, чтобы сдавать их в аренду, но и для себя. «В детстве я часто проводила лето на Алтае, в деревне у дедушки, — рассказывает москвичка Юлия Малева. — От тех дней у меня остались самые прекрасные воспоминания: как мы катались с друзьями на велосипедах к речке, ели по дороге ягоды или как дедушка научил меня ловить мальков — в пластиковую банку на кусочек хлеба. Их потом можно было посадить в бочку и растить до осени, а осенью уже больших рыбок выпустить обратно в водоем…»

Юлия и ее муж Александр Малеванный — обычная московская семья. Александр — врач-стоматолог, Юлия — операционный директор собственного предприятия, выпускающего добавки для здоровья и функционального питания. У супругов трое детей, а недавно появились и внуки. На протяжении многих лет Малеванные снимали дачу под Москвой. О судьбе собственной загородной недвижимости они задумались в пандемию, когда оказались запертыми на самоизоляции в городской квартире.

«Дети тогда были младше, и в четыре стене они просто сходили с ума», — вспоминает Юлия. В итоге супруги решили искать дом не в Подмосковье, а в соседних регионах, где цены на жилье были ниже. Пересмотрели больше десяти вариантов, но ни один не понравился: то печь в плохом состоянии, то соседи странные, либо стена наикривейшая. В итоге нашли подходящий дом в Тверской области, в 30 километрах от Твери. Это был сруб, построенный, судя по архитектуре, еще до революции. Довольно просторный — около 100 квадратных метров. К дому был пристроен с одной стороны крытый двор площадью 150 квадратов, а с другой — два хозяйственных помещения, клетнь и подклеть. К дому прилагался участок в 16 соток.

А еще Юлия с первого взгляда влюбилась в село. Небольшая деревня вдали от проезжей дороги, 250 человек жителей, почта, школа, библиотека, медпункт, храм и усадьба XVIII века, построенная известным архитектором Николаем Львовым. Рядом с селом — лес, река, поля. Но больше всего Юлия, историка по образованию, интересовала местная природа: «Дети тогда были младше, и в четыре стене они просто сходили с ума», — вспоминает Юлия. Огромный сруб, построенный до революции, оказался крепким. В качестве фундамента у него под углы по старинной технологии подложены гранитные валы, стены сложены из лиственницы, а крыша покрыта поверх дранкой. Также в доме есть большой сухой подпол и три печи, одна из которых — с лежанкой.

Реставрация старинных домов — дело трудоемкое. В некоторых домах, например, строители меняли сгнившие нижние венцы, в других устанавливали новые опорные столбы, ошкуривали до родного дерева и заново красили окна, ремонтировали печи, восстанавливали штукатурку.

«В доме Фомина у нас есть «окошко в прошлое», — говорит Нагауманова. — Реставраторы, когда добрались до дранки, обнаружили, что под ней наклеены газеты 1922 года. Они взяли этот фрагмент стены в рамочку, и теперь можно и новости почитать, и увидеть, как старые дома делались внутренней отделкой.»

Фото: Мариинские избы

Все интерьеры в мариинских избах тоже подлинные. С самого начала проекта за обликом домов отвечает художник Татьяна Самойлова, первая жена рок-музыканта Глева Самойлова из группы «Агата Кристи». Татьяна собирает и бережно реставрирует старинную мебель и утварь — металлические кровати с коваными спинками, различные ореховые горки, настенные коврики, кружевные подзоры, домотканые половички. В наши дни многие такие дома превращаются в гостиницы, предоставляя возможность соединить ностальгию с комфортом современного человека. Точно так же, как и избы, которые после реконструкции становятся уютными местами для отдыха на природе.

Весь этот процесс, от выбора самого дома до взаимных соглашений с местными жителями, отремонтирует старые дома, где сохранятся ценные вечные вещи. В результате им удастся создать новый вид отдыха, видя, как отражается настоящее в старинных стенах: «Как только я увидела дом и село, поняла — это мое! Позвонила риелтору и попросила готовить документы для покупки, даже не посоветовавшись с мужем», — рассказывает Юлия Малева.

В целом дом оказался крепким. В качестве фундамента у него под углы по старинной технологии подложены гранитные валы, стены сложены из лиственницы, а крыша покрыта поверх дранкой. Также в доме есть большой сухой подпол и три печи, одна из которых — с лежанкой.

Реставрация старинных домов — дело трудоемкое. В некоторых домах, например, строители меняли сгнившие нижние венцы, в других устанавливали новые опорные столбы, ошкуривали до родного дерева и заново красили окна, ремонтировали печи, восстанавливали штукатурку.

«В доме Фомина у нас есть «окошко в прошлое», — говорит Нагауманова. — Реставраторы, когда добрались до дранки, обнаружили, что под ней наклеены газеты 1922 года. Они взяли этот фрагмент стены в рамочку, и теперь можно и новости почитать, и увидеть, как старые дома делались внутренней отделкой.»

Фото: Мариинские избы

Все интерьеры в мариинских избах тоже подлинные. С самого начала проекта за обликом домов отвечает художник Татьяна Самойлова, первая жена рок-музыканта Глева Самойлова из группы «Агата Кристи». Татьяна собирает и бережно реставрирует старинную мебель и утварь — металлические кровати с коваными спинками, различные ореховые горки, настенные коврики, кружевные подзоры, домотканые половички.

Весь этот процесс, от выбора самого дома до взаимных соглашений с местными жителями, отремонтирует старые дома, где сохранятся ценные вечные вещи. В результате им удастся создать новый вид отдыха, видя, как отражается настоящее в старинных стенах: «Как только я увидела дом и село, поняла — это мое! Позвонила риелтору и попросила готовить документы для покупки, даже не посоветовавшись с мужем», — рассказывает Юлия Малева.

Что же касается удобств, то они есть во всех домах проекта. Традиционно на Урале строились «изы-двоенники» и «изы-тройники», поясняет Инна Нагауманова. То есть к жилой части обычно сбоку пристраивались крытые дворы, а иногда и амбар. В этих крытых пристройках реставраторы размещают санузлы — с современными умывальниками, унитазами, душевыми кабинами. Кроме санузлов, во всех избах есть бани, а также мини-кухни с мойками, микроволновками и набором необходимой посуды. «Бронируя избы, один из самых частых вопросов, которые задают нам гости: «А у вас туалет в дворе?» И когда узнают, что в помещении, — выплывают!» — улыбается директор.

Жизнь в деревенском доме имеет свои особенности, отмечают собеседники «Ленты.ру». «К примеру, большинству старинных домов свойственны открытые крыльца, — говорит Инна Нагауманова. — Уединиться в них трудно, особенно если живешь с семьей. Современным горожанам это непривычно. Именно поэтому с соседями в деревне надо дружить».

Некоторые особенности в деревенском доме дарят много неожиданных радостей. В «Мариинских избах», например, все печи действующие — можно попросить истопника и приготовить в старинных печах угощения на основе русских народных рецептов. Юлия рада, что дети могут проводить в деревне, на свежем воздухе: «Здесь они сами могут пойти к друзьям, в магазин или ловить лягушек на реке. В деревне находить то, что забыл в городе, помогает соседям, которые помогают друг другу».

Где бы ты не остановился в мариинской избе, когда изба сама рассказала свою историю, турагенты рассказывают о каждом доме — так у них проходят экскурсии. Важно при этом не только по всем вопросам — чем больше избы, тем больше деньжат для семьи, — уверяют собеседники. Они вспомнили, как приезжали к нему известные художники, которые оставили след в судьбе мариинских изб.

Пока в деревне работают местные жители, которые давно превратили свои старинные избушки в поп-дома, друзья Шевцова, планируют создать новый уровень верстак в старинных избах — создать коллекцию для гостей с учетом новой жизни, чтобы сохранить и показать старинную красоту и дух родных. «Сбор около русской печки — это совершенно новое» — убежден Юлия.

На данный момент в Мариинске восстановлено десять избы. Самая большая — изба, в которой жила семья местного плотника, прозванного в деревне Гонорогом. Его дом был огромен — два больших сруба, объединенные крышей. В одном срубе находился просторный жилой комнаты с печью, а в другом — небольшая кухня с печью. Все убранство, которое сохранилось в избах, их внутренность стараются создать, чтобы мариинские избы могли остаться. Они стараются делать так, чтобы обустроить каждый дом в новой интерпретации, которая будет восприниматься как отдельная история. Это очень важно — увидеть их искренние рождение и радость.»

Поделиться новостью
Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Exit mobile version