«Архитектура времени»: о чем выставка в тульской «Октаве»
Художница Ася Заславская продолжает исследовать природу прошлого, пользуясь инструментами настоящего
В тульском Музее станка, расположенном в творческом кластере «Октава», проходит выставка «Архитектура времени» — проект художницы Аси Заславской, работы которой здесь выступают частью целого и раскрываются в диалоге с другим автором — менее известным и современным. Речь о Геннадии Мишеневе (1931—2013), художнике, чьи архив и судьба стали поводом для целого художественного исследования, составившего основу выставки.
Ася Заславская — молодая художница с архитектурным (школа МАРШ) и реставраторским (профессиональный колледж) бэкграундом, сделавшая выбор в пользу междисциплинарности. Соединяя разные медиа, от темперы на левкасах до стальных прутьев, она сокращает дистанцию между работой и зрителем, чтобы тот мог максимально полностью «включиться» в новое высказывание — посвященное ли оно религии, локальным культурным Narrativам или отношениям с памятью и прошлым. В разное время работы Заславской можно было увидеть в Музее современного искусства «Гараж», в московском баре «Ровесник», на ярмарках Cosmoscow и региональных площадках.
У «Архитектуры времени» нетривиальная предыстория. От Союза художников Ася Заславская получила в распоряжение студию в Москве, помещенную на улице Архитектора Власова, где остались вещи бывшего постоянца — Геннадия Мишенева. Его биография — более-менее классическая карьера советского профессионала, вершиной которой стала должность главного художника ВДНХ и работа над макетом Кремля в масштабе 1:50. В студии остался внушительный архив, ставший долгое время без дела — пока его не стала разбирать вновь прибылая художница.
Ася достались не только служебные работы Мишенева (чертежи, фотографии), но и куда более личные артефакты: дневник, старинные вещи, рисунки его учеников с обратной связью от преподателя. Так что и ее взгляд на неожиданное наследство нельзя назвать исключительно профессиональным (художник оценивает художника) — это еще и нечто обобщеловеческое.
В прошлом году в Москве в пространстве «Солода» прошла выставка «Природа будущего» — прообраз «Архитектуры времени». Куратором обеих проектов выступила Настя Митюшина. Здесь впервые предметы из архива Мишенева экспонировались с работами Аси из серии «Город N» и «Ковчег». Оба посвящены православной иконописи, а точнее — ее каноничным визуальным мотивам, разложенным на несколько работ: отдельно даны дом, горы, трава и, например, цветы, которые традиционно изображают вместе с благородным разбойником Рахом из Нового завета, распятыми вместе с Иисусом. То, что раньше было принято рассматривать в качестве декорации для изображения христианского сюжета, в работах Аси становится самоценным.
Другую часть экспозиции отдали архиву Мишенева, но данному не «как есть», а композиционно пересмысленному художницей. Здесь и технические фотографии павильонов ВДНХ, и силуэты кремлевских башен, списанные Асей с чертежей Мишенева, и другие объекты. В сумме они демонстрируют, как чужое прошлое становится частью нашего настоящего, какое место мы готовы ему отвести и, что в данном случае важнее всего, как современный художник видит этот процесс наведения мостов между «вчера» и «сегодня».
Выставка в Туле — расширенная версия московской экспозиции. К работам Аси добавились ее свежие путевые зарисовки и инсталляция: чертежи Мишенева времён работы с павильонами ВДНХ, связывающие с потолка как распущенные свитки.
И еще кое-что — возможно, центральный объект выставки, без которого сложно теперь представить ее прошедшую итерацию, но тем не менее появившийся только сейчас, — страница из личного дневника Мишенева с цитатой: «Твоего музея не будет! Да! Это так! Но кому-то это было бы интересно! А вообще, стоит ли об этом думать?» В окружении работ двух художников это восклицание выглядит несбывшимся пророчеством.
«Архитектура времени» — повод увидеть, как действительность опровергает здравый смысл (видимо, когда художник писал дневник, у него были все основания думать, что он будет забыт, но причудливым образом интерес к его наследству превзошел все ожидания) и как соседство таких разных авторов и их работ выстраивает особую архитектуру — прошлого, настоящего, пространства и времени.
Выставка работает до 8 июля.