Фестиваль «Маяк»: старт
Презентация фильма Шона Бейкера «Анору» в Геленджике ознаменовала открытие фестиваля актуального российского кино «Маяк». Главный редактор «РБК Стиль» Анастасия Каменская делится ожиданиями от мероприятия в этом году
Во второй раз фестиваль актуального российского кино «Маяк» продолжает привлекать внимание к теме света и тьмы, необходимости ориентиров, которые помогают не заблудиться, и отражения далеких мыслей на поверхности воды. Опыт прошлого года показал, что символ для этого выбран точно. Метафора маяка не просто отображает программу, но и освещает ее смыслом, который вполне можно назвать путеводным.
В программу основного конкурса ко второму выпуску фестиваля добавлены также короткометражные фильмы. С точки зрения зрительного восприятия программа «Маяка» выглядит следующим образом: девять конкурсных фильмов, семь конкурсных короткометражных фильмов и два внеконкурсных показа: «Снег в моем дворе» Бакура Бакурадзе и «Анору» Шона Бейкера, которые как раз и знаменуют открытие фестиваля в оригинальной версии.
В этом году судейскую коллегию фестиваля возглавляет известный российский кинематографист. В ней поднимается акцент на дебютах. Пять фильмов из девяти сняты режиссерами-женщинами, что подчеркивает положительную динамику в области киноиндустрии. Однако не наблюдается явных международных влияний. Показаться, скорее, стремление сфокусироваться на времени и российском авторском кино, как это видно в нынешнем дебюте «Папа умер в субботу» — полнометражном дебюте режиссера Заки Абдрахманова. Здесь он смело возвращается к прошлому, представляя не только его контекст, но и пространственный аспект, который подтверждает, что он застал нас за эти годы забыть все эти моменты.
Состав жюри этого года предлагает внимательному зрителю некоторые интересные игры смысловых переплетений. Основной конкурс на правах членов жюри смотрят кинопереводчик Алишер Хамидходжаев, режиссер, сценарист и прозаик Любовь Мульменко, актер и фотограф Владимир Мишуков, режиссер монтажа и продюсер Мухарам Кабулова и продюсер Ольга Филипук. Короткие метры будут, в свою очередь, оценивать режиссер и сценарист Михаил Местецкий, сценарист Савва Минаев и актриса Дарья Савельева. И большинство этих имен имеют отношение к конкурсной программе прошлого года: Любовь Мульменко показала на первом «Маяке» свою «Фрау», Михаил Местецкий — «Год рождения», Алишер Хамидходжаев снял «Королевство», Дарья Савельева сыграла в «Каниклах». Эти ссылки в истории «Маяка» не выглядят случайными, а скорее становятся новыми иллюстрациями выбранного фестивалем пути: вместо излишней лирики или налета светскости попытка соединить во времени и пространстве людей, которые имеют прямое отношение к тому самому актуальному российскому кино, которое кто-то показывает, а кто-то смотрит или оценивает в текстах или наградах.
Роли, сложившиеся в этот раз, к следующему могут измениться, и как знать, не окажется ли среди дебютантов короткого или полного метра тех, кто сегодня приедет на фестиваль совсем с другими планами. Ну, а разговоры о том, как непросто добираться в Геленджик — тоже своего рода фестивальная часть, такая же неизбежная, как шум волн на берегу Черного моря.