Используя этот сайт, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и Условиями использования..
Accept
Newslive24Newslive24Newslive24
  • Главная
  • Новостные рубрики
    • Вождение
    • Воспитание детей
    • Еда и напитки
    • Здоровье и фитнес
    • Красота
    • Мода
    • Недвижимость и дом
    • Путешествия
    • Роскошь
    • Секс и отношения
  • Закладки
  • Контакты
Поиск
  • Advertise
© 2024 Newslive24.ru. Все новости, которые имеют значение.
Reading: Искусство натюрморта: выставка в Пушкине о красоте и трагедии
Поделиться
Войти
Уведомление
Размер шрифтаAa
Newslive24Newslive24
Размер шрифтаAa
Поиск
  • Главная
  • Рубрики
    • Роскошь
    • Недвижимость и дом
    • Путешествия
    • Красота
    • Воспитание детей
    • Мода
    • Вождение
    • Секс и отношения
    • Еда и напитки
    • Здоровье и фитнес
  • Закладки
  • Дополнительно
    • Карта сайта
  • Контакты
Have an existing account? Войти
Следуйте за нами
  • Advertise
© 2024 Newslive24.ru. Все новости, которые имеют значение.
Newslive24 > Blog > Путешествия > Искусство натюрморта: выставка в Пушкине о красоте и трагедии
Путешествия

Искусство натюрморта: выставка в Пушкине о красоте и трагедии

Newslive24
Последнее обновление: 23.02.2025 03:08
Newslive24
Поделиться
9 мин на чтение
Искусство натюрморта: выставка в Пушкине о красоте и трагедии
Поделиться

Искусство натюрморта: выставка в Пушкине о красоте и трагедии

Фото: Антон Баклыков

Выставка в ГМИИ имени А.С. Пушкина предлагает погрузиться в мир натюрмортов золотого века голландской живописи

На выставке представлена работа, где густая кровь стекает с убитого на охоте оленя, рядом с другими дикими животными — павлином, кабаном и куропатками. Образы натюрморта окружены алым пятым пёрышком, среди которых выделяется разъярённая собака. Стол уставлен мастерами, переданными фруктами, утварью и цветами. Входит взгляд в фрагмент картины Паула де Воса «Охотник с собаками у стола с дичью и фруктами», мы видим, что предназнание вполне не для глаз и умов публики, современной художнице.

Contents
Искусство натюрморта: выставка в Пушкине о красоте и трагедииВыставка в ГМИИ имени А.С. Пушкина предлагает погрузиться в мир натюрмортов золотого века голландской живописи«Ваза с цветами» и пустое местоДикие кошки, обезьяны, попугаи и другие звери

1640-е годы, Антверпен. Охота — популярное увлечение аристократии, а показатели казни на площадях — обычное дело. Никакого чувства к убитой дичи: человек XVII века смотрел на детализированные натюрморты через призму множества других факторов. Это реперный момент истории искусства, когда неживые предметы — от цветов до дичи — выходят за границы религиозных сюжетов в отдельный жанр. Ранее букет цветов, книгу или убитого зверя можно было видеть только как сопутствующие объекты на изображениях Благовещения, сцен из жизни Иисуса и святынь. При этом слово «натюрморт» придумывают только через 200 лет — во Франции эпохи Просвещения. В XVII веке голландцы не делили живопись на жанры, и важным было то, что предметы изображены отдельно от людей и призваны передать зашифрованное аллегорическое послание.

Погрузиться в эти многозначные ребусы прошлого предлагает выставка «Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века. Картины и рисунки из музеев и частных собраний России», которая идёт в ГМИИ имени А.С. Пушкина до 26 января. На ней представлено 80 работ известных художников эпохи: Франса Снейдерса, Яна Фейтса, Яна Брейгеля Бархатного, Даниэля Сегерса и Яна Давидса де Хема. А также малознакомые имена — Николас Каве, Питер ван Ден Бемден и Ян Баптист ван Муркерке.

Тон задан размерами, и это неслучайно: в XVII веке такие натюрморты зрители разблядывали подолгу, расшифровывали с помощью книг Овидия и учения Эразма Роттердамского, антикных анекдотов и множественных эмблематических сборников. Самым известным из последних был справочник Иоахима Камерария, впервые изданный в 1590 году в Нюрнберге, — это указатель различных предметов и их толкований. У картин того времени было несколько уровней трактовки и определённая палитра значений, которую зритель мог отследить в зависимости от степени своей образованности и начитанности. Художники старались рисовать то, что им удавалось лучше, и занять свою нишу на рынке, а по типу картины делились на несколько поджанров. Предлагаем изучить некоторые из них глазами голландцев XVII века.

Искусство натюрморта: выставка в Пушкине о красоте и трагедии
Паула де Вос, «Охотник с собаками у стола с дичью и фруктами»

«Ваза с цветами» и пустое место

Лилии, розы, рябчики, ирисы, водосборы, незабудки, тюльпаны, анемоны… До 50 различных видов цветов изображались в массивных букетах на знаменитых картинах голландских мастеров. Эффект у них почти гипнотический — прежде всего за счёт масштаба. Изображения цветов заказывались для дворцов и больших домов. Золотой век голландского натюрморта стал таковым в многом потому, что сформировался рынок из патрициев и буржуа, которые эти картины покупали и вешали на стены обеденных залов для возбуждения аппетита, демонстрации статуса и достатка.

На выставке представлены работы Яна Брейгеля Бархатного. Он был создателем того цветочного натюрморта, который потом расцвел в Голландии, Франции, Испании и Италии. Художник в XVII веке не копиист и не ремесленник, а творец, который позволяет увидеть невозможное. Поэтем в букетах объединены цветы, которые в природе распускаются в разное время года. Каждый цветок можно было расшифровывать с помощью эмблематического сборника: лилии означали чистоту Девы Марии, ирисы — её тяжкие матерные страдания, розы символизировали капли крови Христа, а рябчики — христианское смирение. Для глубокой расшифровки правочник эмблем малой — надо было знать, например, легенду о том, что рябчики росли в Гефсиманском саду, когда там совершилось предательство Иуды. После взятия Христа под стражу колокольчики склонили свои головы до самой земли и больше не поднимались, поэтому их нередко называли «слезами Богородицы». Имели значение и вспомогательные элементы: бабочки по правую и левую стороны от букета символизируют души праведников, муха может означать душу умершего грешника, а ползающие по столу червяки олицетворяют смерть и тлен.

Помимо религиозного контекста, лежащего в основе поджанра, в XVII веке начинаются звучать мотивы интереса к естественным наукам и колониальным трафикам. Появлялись монастырские и университетские ботанические сады, публиковались флорилегии — иллюстрированные ботанические атласы. Экзотические цветы высоко ценились, их привозили из Нового Света и культивировали. Чтобы увидеть и написать редкий бутон, художнику приходилось ехать в другой город — например, из Антверпена в Брюссель.

Искусство натюрморта: выставка в Пушкине о красоте и трагедии
Йорис ван Сон, «Скульптурный картошка, декорированная фруктами и овощами» (на дальнем плане)

Цветочные изображения делились на два типа: «вазы с цветами» и цветочная гирлянда. Последним на выставке посвящён отдельный зал. Интересно то, что цветочные гирлянды писались отдельно в Антверпене, а дальше ехали во Францию или Италию, где другие авторы — от Пуссена до Рубенса — в центре вписывали образы святых. Роскошные цветочные и фруктовые обрамления отсылают к пышным венкам, которыми украшались храмы по праздникам, и отвечали задачам церкви. С целью пропаганды поставленных Тридентского собора 1545–1563 годов нужно было создать величественные и выразительные объекты религиозного благоговения. Визуально гирлянды восходят к популярным с XV века композициям Madonna im Rosenkranz (образ Богоматери в венке из роз), которые символизировали жертву Спасителя.

Искусство натюрморта: выставка в Пушкине о красоте и трагедии
Франс Эйкенс, «Мадонна с младенцем, окружённая цветами»

Дикие кошки, обезьяны, попугаи и другие звери

Шипящие кошки, лающие собаки, схватившие фрукт обезьяны, притаясь белые кролики или сидящие на ветках попугаи — животные в голландских натюрмортах встречаются нередко и тоже выполняют назидательную функцию. Желая задать ещё большую динамику своим активным композициям, Франс Снейдерс вводил в них сцены с животными. Они были призваны ловить внимание зрителя и вызывать звуковые ассоциации. Особенно часто они встречались в его знаменитых «лавках». Талантливый ученик Снейдерса Ян Фейт тоже включал в свои сюжеты живых существ — попугая на ветке, крадущуюся к дичи кошку, стерегущую охотничьи трофеи собаку.

Учёный Фейта Питер Буль представлен на выставке редкой работой — «Этюдами головы кошки» в разных состояниях и ракурсах. Причём изображена свояственная Риму того времени полудикая порода — кошки были призваны ловить мышей и ещё не были окончательно одомашнены.

Ещё больше животных мы видим на «парадном баннете» работы Артуса Классенса: гроздья ореха белка в XVII веке означали упорный труд, без которого истинное благо недостижимо. Обезьяна — символ грехопадения и сладострасти. Её значение усилено персиком в лапах — персики символизируют запретный райский плод (на латыни persicum malum — «персидское яблоко»). Птицы, вкушающие виноград, на картине отражают идею коварной жизни материального мира. Образ основан на античном анекдоте, пересказанном Плинием Старшим в «Естественной истории»: древнегреченскому живописи Завксису удалось так правдоподобно изобразить винограду, что птицы слетелись её клевать. Вписанные в натюрморт экзотические попугаи со своей способностью говорить человеческим голосом в религиозном смысле воздавали хвалу Всевышнему, а в статусном — отражали процветание колониальной торговли в целом и благосостояние своего владельца в частности.

Таким образом, многочисленные трофейные натюрморты детально изображают оружие, перчатки и другие снасти. Цветная бита, пентюрина дичи и охотничьи принадлежности представляют живописные интересы для художников. И фиксируют изменения в стиле развлечений niederlandsického esteblisimento — они начинают подражать дворянам из других европейских государств и охотить. Были и светские забавы, связанные с охотой, на которые допускались женщины и дети, — задачи тут были, скорее, тренингами. Для этих целей в дворцовых парках содержали ловчих соколов: неудивительно, что они становились героями натюрмортов и тоже диктовали мораль. По древним представлениям, птица — вместилище человеческой души, а бита, убивающая птицу напоминает о душах погибших грешников. На картине Николаса Каве ловчий сокол попирает битую куропатку, которая считалась символом низменных желаний и пороков, а таким образом символизирует торжество добродетелей.

Выставка, столь богатая предметным содержанием, продемонстрировала не только письма мастеров из числа любимых благодетелей, но и все оттенки натюрмортного жанра, а также развивал связи в более глобальном художественном контексте.

Вам также может понравиться

Третий выпуск арт-ярмарки catalog: детальный обзор иHighlights

Максимально насыщенное путешествие по Сицилии: Советы путешественникам

«Девочке скучно»: новый рассказ Евгении Некрасовой

Познайте свои права, когда лесные пожары нарушают ваши планы путешествия

Текущая безопасность путешествий на Ближний Восток: ключевые обновления

Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей

Будьте в курсе событий! Получайте самые свежие новости прямо на свой почтовый ящик.

    Регистрируясь, вы соглашаетесь с нашими Условиями использования и соглашаетесь с правилами обработки данных, изложенными в нашей Политике конфиденциальности. Вы можете отказаться от подписки в любое время.
    Поделиться новостью
    Twitter Whatsapp Whatsapp Reddit VKontakte Telegram Копировать ссылку Печать
    Поделиться
    Предыдущая статья Жители Красноярска пожаловались на затопленные дворы и несанкционированный сброс мусора Жители Красноярска пожаловались на затопленные дворы и несанкционированный сброс мусора
    Следующая статья Россияне озвучили ключевые критерии при выборе жилья Россияне озвучили ключевые критерии при выборе жилья
    Оставить комментарий Оставить комментарий

    Добавить комментарий Отменить ответ

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Мы в сетях

    69.1kFollowersFollow
    136kSubscribersSubscribe
    4.4kFollowersFollow
    23.8kReadersFollow

    Последние новости

    Стилисты отметили самых модных и немодных представителей российской культуры
    Стилисты отметили самых модных и немодных представителей российской культуры
    Красота 11.07.2025
    Звезда «Универ» сфотографировалась в купальнике у бассейна
    Звезда «Универ» сфотографировалась в купальнике у бассейна
    Недвижимость и дом 11.07.2025
    Киркоров решил продать подорожавший дом в Майами
    Киркоров решил продать подорожавший дом в Майами
    Недвижимость и дом 11.07.2025
    В российском городе в 71-летнем доме обрушился потолок
    Недвижимость и дом 11.07.2025
    //

    Newslive24.ru – ваш надежный источник актуальной информации.

    Подпишитесь на нашу рассылку новостей

      Newslive24Newslive24
      Следуйте за нами
      © 2024 Newslive24.ru. Все новости, которые имеют значение.
      • Главная
      • Новостные рубрики
      • Закладки
      • Контакты
      Go to mobile version
      newslive24.ru newslive24.ru-transparent
      С возвращением!

      Войдите в свою учетную запись

      Имя или email адрес
      Пароль

      Забыли пароль?