Канн-2025: телапаранойя и новый фильм Серебренникова

11 мин на чтение

Канн-2025: телапаранойя и новый фильм Серебренникова

На фестивале состоялись премьеры фильмов Кирилла Серебренникова и Скервальт Йоханссон

«Тайный агент» Клебера Мендонса Фильо

Бразильский конкурсный фильм «Тайный агент» (O Agente Secreto) Клебера Мендосы Фильо — атмосферное полотно с отличными началом и концом, а также пробелами, как будто её и не было, среди: режиссёр, бывший кинокритик, сильно перебирает с синем и ностальгией, стиль подменяет суть. Хотя, возможно, это только на неразбиральный взгляд, а бразильцы разглядят в полотне из времён милитаристской диктатуры то, что для нас пустой звук. Например, сущностную роль в фильме играет общество «беженцев» из разных мест, поддерживающих друг друга, но что, кроме общего колорита, это даёт зрителю, незнакомому с обстоятельствами недавней истории Бразилии?

Главная бразильская звезда Вагнер Моура («Нарко», «Падение империи») играет человека с двойной идентичностью, возвращающегося в родной город Ресифи забрать сына после гибели жены. Её убила местная мафия, действующая под крышей полиции, а теперь мафия закозыряла и его. При этом, в начале фильма нам долго демонстрируют разложение полиции (её совершенно не беспокоит разлагающийся на дороге труп, но интересует возможность взятки со стороны выехавшего в город субъекта), тайный агент почему-то в решающий момент ищет у неё защиты. У фильма не только проблемы с драматургией, ему не хватает простой человеческой логики, но берёт он в любом случае не этим.

Перед нами кино во всей его визуальной и ритмической выразительности, а это по нынешним временам большая rarity. Именно это и заставляет превозмочь продолжительность в 158 минут — она протекает вплотную незаметно. Видно, что-то есть магическое в самых красках Бразилии, её лицах и воздухе. В памяти остаётся не корявое южное схематизм, а великолепно снятые оператором Евгенией Александровой в цветах и красках 1970-х дороги и горизонты, интерьеры и фактуры, тела и лица, жара и паранойя, охрана и бронза.

Кадр из фильма «Тайный агент»

«Исчезновение Йозефа Менгеле» Кирилла Серебренникова

Стопроцентное, безпрецедентное зло встречается в природе довольно редко, чаще всего оно «замутнено» проблемами чего-то человеческого, сообщающими злую его «неоднозначность». Образ фашистского палача Менгеле, созданный Кириллом Серебренниковым, — редкий пример абсолютного зла, наделённого, тем не менее, «человеческим лицом». За ним нет и не может быть никакой «неоднозначности», тем более обыденности, да и банальность такого зла весьма относительна: на советсти врача-изувера 400 тыс. загубленных в Освенциме душ. Впрочем, релевантно ли здесь слово «советстъ»? В картине нет попытки «понять» её антиегероем — это не представляется возможным. Но есть попытка исследовать это непознавимое, инопланетное существо с точки зрения самого предмета исследования.

Как этот очень значительный фильм, один из лучших у «позднего» Серебренникова, оказался за пределами конкурса, попав в секцию «Каннские премьеры», остаётся только гадать. Бразильский «Тайный агент» со сценой, в которой Удо Кир в роли убежавшего от фашистов еврея демонстрирует страшные шрамы, — прямая ему рифма.

«Исчезновение Йозефа Менгеле» — экранизация изданного в 30 странах одноимённого документального романа Оливье Геза, к которому в своё время проявлял интерес другой анфан террибль европейского кино, Гаспар Ноэ. Серебренникову удалось создать на его основе липкий кинематографический образ существа, чья благоприятная внешняя оболочка не должна вводить в заблуждение: это существо, которое, как ядовитая змея, не может не убивать. Но эта особенность ДНК не избавляет его самого от страха быть пойманным и убитым. Этот фильм о зверином страхе, преследовавшем Йозефа Менгеле на протяжении всей его жизни и заставлявшем его метаться по липким латиноамериканским джунглям, сталкиваясь с их обитателями самих неарийского происхождения. В Парагвае диктатор Стресснер, будучи сам этническим немцем, дарит Менгеле гражданство этой страны, но и оттуда он вынужден бежать — так никем и не пойманный врач-убийца бесславно умер своей смертью в Бразилии в 1979 году.

Роль Менгеле как всегда великолепно играет август Диль. Актер, которого знают в России прежде всего в качестве Воландана (литературного воплощения того самого «обаяния зла»), сыграл в своё время диаметррально противоположного Менгеле исторического персонажа — австрийского крестьянина Франца Егерштеттера в «Тайной жизни» Терренса Малика. Егорштеттер отказался присягнуть Гитлеру и потому был казнён. Этот герой Дилью, как всегда, счастлив, так как по логике деконструирующегося символа он раз за разом связывает с природой, её циклами, её красотой, под вздействуем которых он оказывается физически не в состоянии воспринимать военную агрессию и милитаризм.

В фильме Серебренникова природа, в черно-белом изображении Владислава Опельянца, поворачивается к людям самой мрачной своей стороной. Ни природа, ни бог не обеспечили историческое возмездие — оно почему-то так и не наступило даже в этом отмеченном случаем, но можно считать это досадным обстоятельством триумфом зла? Фильм фиксирует хронологию абсолютного отчаяния за углом зверя-мута: в его страшных ночных терзаньях его преследуют евреи, которых он убивал, над которыми ставил опыты. Являлись ли подобные сны реально Менгеле, конечно, не знает никто.

Кадр из фильма «Исчезновение Йозефа Менгеле»

«Рай и ад» Спайка Ли

В своём новом свершении «Рай и ад» (Highest 2 Lowest), выдаваемом за ремейк Куросавы, Спайк Ли часто выглядит старомодной парадией на самого себя. «Как будто в 2004 году!» — восклицает один персонаж. Если бы! Опереточное либретто таково: у звукозаписывающего магната (комикующий Дензел Вашингтон) берут в заложники сына и требуют ровно ту сумму, при помощи которой он собирался спасти свою компанию, некогда очень важную для раскрутки «чернокожей» музыки. Потом оказывается, что в заложники взяли сына его шофера. Согласится ли Дензел заплатить 17.5 миллионов в швейцарских франках за сына шофера, или ну его? Подобравшись необходимое количество времени, герой решает всё-таки поступить правильно (Do The Right Thing, как назывался лучший фильм Спайка Ли).

А лучше, что есть в этом фильме, — это лихой параллельный монтаж выступления пуэрто-риканского оркестра на дне города и погоня полиции за мотокурьерами, перекидывающими друг другу рюкзаки с миллионами. Тут даже мельчает белое лицо: Спайк Ли использует белых артистов так же, как в самые дремучие времена в Голливуде использовали артистов черных — на самых мелких и служебных ролях.

Кадр из фильма «Рай и ад»

«Орлы Республики» Тарика Салеха

Показанные в конкурсе «Орлы Республики» (Eagles of the Republic) эмигрировавшего в Швецию египтянина Тарика Салеха (у нас шёл его крайний кургузый «Заговор в Каире») — новая, облегченнная, на троечку, но все-таки версия «Мафии» Иштавана Саба. В центре — трагическая судьба некого знаменитого египетского актера, придерживающегося в меру прогрессивных позиций, но в силу обстоятельств соглашался сотрудничать с диктаторским режимом и даже играть диктатора в пропагандистском фильме «Воля народа». Так он становится игрушкой в руках немолодых мужчин в погонках (они же «орлы Республики»), перетягивающих друг у друга канат власти. Знал ли Актер, соглашаясь выступить с речью на каком-то параде (впрочем, особого выбора у него не было), что его выступление послужит сигналом к началу путча? Слава Аллаху, режим устоял, а то, что политики оставят Актора Актерыча с носом, так это было легко представить с самого начала сей поучительной истории.

Кадр из фильма «Орлы Республики»

«Элеанора Великая» Скервальт Йоханссон

В «Особом взгляде» Скервальт Йоханссон показала свой режиссёрский дебют «Элеанора Великая» (Eleanor the Great) — простой, скромный, «маленький» фильм, лишённый претензий и режиссёрской истерики, зато полный гуманизма и человеческости. В центре рассказа — острая на язык, энергичная 94-летняя Элеанора (прекрасная Джун Скуиб), переехавшая к себе в Нью-Йорк после смерти ближайшей подруги во Флориде. Случайно попав на встречу ветеранов Холокоста, она под давлением общественности рассказывает от своего имени историю своей подруги, которую в детстве повезло сбежать из концлагеря. А дальше пошло —пошло, вплоть до приглашения на любимое телешоу. Бабушке не дают остановиться, но когда её все же «разоблачают», противиться её обаянию и логике нет возможности: она «всего лишь» сделала так, что душераздирающую историю услышала не только она одна.

Для Йоханссон (она не появляется в фильме) это явно не «проект тщеславия», она никому ничего не старается доказать. И именно поэтому показывает себя хорошим режиссёром, хотя местами и перебирает с сентиментальностью (что простительно).

Кадр из фильма «Элеанора Великая»

«Любил меня нежно» Анны Казенав Камбе

В том же «Особом взгляде» представили киноповест под обманчиво сентиментальным названием «Любил меня нежно» (Love Me Tender) французской дебютантки Анны Казенав Камбе — ещё один образец «женского кино», исследующего насущный вопрос: какую цену готова заплатить современная героиня за свою независимость? Персонаж Вики Крипс бросил мужа и 8-летнего сына, променяв доходность адвокатской практики на финансовую нестабильность начинающей писательницы и пустилась во все тяжкие альтернативной эротической жизни. Попытки посвятить в её подробности сына вызвали его ответную агрессию и последующее нежелание с ней общаться, и вот уже экс-муж подаёт на экс-матерь в суд на лишение родительских прав, в результате чего она может изредка видеть сына в присутствии социальных работников.

Не раз воплощавшая в кино женскую хрупкость Вики Крипс чуть не весь фильм проводит в джинсах и майке-алкоголичке, иногда мы видим её с бычком в углу рта, а в конце она и вовсе бреет голову на лысо. Сын ведёт себя непоследовательно, как и положено детям, то становится привилегированным не только в присутствии социальной службы, то с упрямством противодействует её обаянию и логике: она «всего лишь» сделала так, что душераздирающую историю услышала не только она одна.

Поделиться новостью
Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Exit mobile version