Каннский кинофестиваль 2025: Де Ниро, Ди Каприо и старые песни о главном
На Лазурном берегу открылся 78-й Каннский фестиваль — кинокритик Стас Тыркин начинает серию репортажей
Программа основного конкурса, которая начнет показываться сегодня, выглядит весьма удивительно. Классики в этот раз явно не успели ничего снять, поэтому каннскую номенклатуру представляют только братья Дарденны (в прошлом году были с не самым лучшим своим творением — «Коппола», «Кроненберг», «Шредер»). Но влиятельные бельгийские братья пока не превратились в монументы сами себе, в связи с чем можно подтвердить, что сердцевину фестиваля составляют исключительно актуальное кино. Будем надеяться, что оно окажется хорошим.
Дебютов в основном конкурсе нет, но есть имена, известные только профи и людяным синемфилам, — в основном тех, которых «повысили» после участия во второй по значимости программе «Особый взгляд». Это примерно половина конкурса. Вторую половину конкурсантов составляют известные режиссеры, в данный момент находящиеся в самом расцвете творческих сил: Уэс Андерсон, Ари Астер (автор «Солнцестояния» и «Всех страхов Богов» участвует в каннском конкурсе впервые), Сергей Лозница (со снятыми на русском языке «Двумя прокурорами»), Ричард Линклейтер (со снятым на французском языке «Новой волной»), датчанин Йоаким Триер (чей «Худший человек на свете» понравился многим несколкько лет назад), француженка Жюлия Дюкурно (чей «Титан» не понравился многим несколкько лет назад, хотя и удостоился «Золотой пальмы»), и репрессированный иранец Джафар Панахи, которому за заслуги перед отечеством будут весь фестиваль прочитать главный приз, который он в итоге не получит, как Мохаммад Расулоф в прошлом году.
22 конкурсные картины будет оценивать жюри под предводительством актрисы Жюльетт Бинош. Также в жюри еще две актрисы Хлоя Берри и Альба Рорвахер (они будут отлично выглядеть все десять дней на красной дорожке), голливудский актер Джереми Стронг (сериал «Наследники»), писательница Лейла Слимани, индийская женщина-режиссер Паял Кападия (чей фильм «Все, что нам кажется светом» в прошлом году удостоилась каннского Гран-при), ее коллега из Конго Дюдо Амади, мексиканский автор «крутого архаизма» Карлос Рейгадас и южнокорейский режиссер Хон Сан-суу, без пруфстандартов которого не обходится ни один уважающий себя фестиваль.
Чтобы Альба Рорвахер не скучала в Каннах, ее сестра, отличный итальянский режиссер Алича Рорвахер («Химера»), получила должность президента жюри конкурса дебютов, собранных из всех фестивальных программ. Тем временем жюри конкурса «Особый взгляд» возглавила в этом году сильно уступающая ей 31-летняя британская режиссер Молли Мэннинг Уокер, снявшая всего один довольно средний фильм, «Как заниматься сексом» (он выиграл в этом конкурсе два года назад). Может быть, учли ее более обширный опыт в качестве оператору, в том числе фильм «Задира» с Харрисом Дикинсоном в одной из главных ролей. Звезда «Треугольника печали» Дикинсон, а также Скарлетт Йоханссон и Кристен Стюарт представят в «Особом взгляде» свои режиссерские дебюты, поэтому второму по значимости каннскому конкурсу, где обычно показывают работы молодых и малоизвестных авторов, будет уделено первоочередное внимание.
Что касается внеконкурсной программы, то ее хейлайтами станут последняя серия франшизы «Миссия: невыполнимо» с нестареющим Томом Крузом, ремейк фильма Акиры Куросавы «Рай и ад» (Highest 2 Lowest) с исполновением Спайка Ли и новое свершение брата Коэна (Итана) под названием «Дорогая, не надо!» (Honey Don’t!). В внеконкурсную секцию «Каннские премьеры», чья основная задача — не допустить миграции пригретых Каннами авторов на другие фестивали, определены, среди других, новые фильмы Фатиха Акина, Лавы Диаса и Кирилла Серебренникова.
Особый интерес представляют собой случаи «непрохождения» фильмов через притициальное сито каннской селекции. Наблюдатели удивились, не обнаружив в списках, например, долгожданного нового работы Джима Джармуша — неоднократного участника и победителя фестиваля в прошлом. Джармуш, вероятно, тоже этому удивился, в связи с чем опубликовал в соцсетях фотку, на которой он с Иги Попом показывают фестивалю «факи» — в прочем, провисела она недолго. Трудно допустить, что фильм Джармуша «Отец, мать, сестра, брат» с Кейт Бланшетт, Адамом Драйвером, Томом Уэйтсом, Шарлоттой Рэмплинг и т.д. хуже, чем, например, прошлого «Мегалополиса» Ф.Ф. Копполы. Поэтому мы наверняка обнаружим его в программе предстоящей Венеции в хорошей компании Пола Томаса Андерсона, Терренса Малика, Луκи Гуаданини, Йорга Лантисона, чьи новые картины либо не готовы, либо бережут себя для венецанской лагуны, откуда спрацунный брат преступник «оскаров». Джармуш, кстати, не впервые не проходит отбор в Канны: когда-то, тоже с большим скандалом, фестиваль отказался от его фильма «Предел контроля» — виртуозного и почти абстрактного произведения современного искусства. Иногда фильмы просто не вписываются в схемы, которые заранее рисуют себе отборщики.
На открытии честновалили Роберта Де Ниро: почетную «Пальмовую ветвь» ему вручал другой знаменитый итало-американский актер, Леонардо Ди Каприо, в ранней юности снимавшийся в его режиссерском фильме и считающийся едва ли не правоприемником Де Ниро. Вместо него на сцене персонфицировалась мощь и слава большого мирового кино прежде всего ХХ века — не только голливудского, ведь Де Ниро снимался и у Бертолуccи, и у Серджо Леоне. Речь, которую произнес этот по-настоящему великий актер, была честной, прямой, благородной и остро политической, и мне стало интересно: впечатление от какого нового каннского фильма превзойдет и эту речь, и мизансцену, в которой Ди Каприо, сам произнесший эту гениальную речь, соединит одно — театрализованность «выхода» образами, которые любят современные инсталляции?.
«Уехать однажды» Амели Боннен
Таким фильмом точно не оказалась вещь под названием «Уехать однажды» (Partir un jour), который почему-то открывает фестиваль. Впервые в его истории фильм открытия стал дебют — французский, само собой. Поддержкой местных производителей только и можно объяснить этот странный выбор. По регламенту Каннского фестиваля картина, его открывающая, обязана выйти на следующий день в национальный прокат — именно это и произойдет с произведением некой Амели Боннен с плеядой малоизвестных французских актеров. Действие происходит в провинции в рабочей среде, куда — в связи с постигшими отца инфарктом — возвращается героиня, продолжательница династии поваров и участница кулинарного шоу, прославившего ее на всю страну. Она принимает побывать родителям в приготовлении бёф буренжона и спагетти алле вонгле, попутно встречаясь с бывшими одноклассниками и выясняя отношения с оставшимися в Париже бойфрендоми. Время от времени, когда герои захлестываются чувствами, они начинают исполнять французские «старые песни о главном», самая известная из которых «Parole parole» из репертуара Далиды. Этот прием, мягко говоря, не назовешь большим откровением (кто его только не использовал — от Жан-Люка Годара и Жака Деми до Аллена Рейна и т.д.) — как и сам фильм, пытающийся повенчать жанр мюзикла с сермяжным социализмом: и процессы приготовления пищи, и акты исполнения популярных песен выглядят в нем на наращительно неаппетитно. То, что на утопающем в брилиантах Каннском фестивале понимают, что иногда и у самых простых людей от радости или боли поет сердце, конечно, весьма похвально, но это зрелище вызывает, увы, только чувство неловкости.