Новая автоматизированная Система Входа/Выхода (СВВ), предназначенная для мониторинга пересечения границ стран ЕС путешественниками из государств, не входящих в Союз, будет внедрена с октября 2025 года. Эта система столкнулась с несколькими задержками и теперь будет вводиться поэтапно из-за проблем с готовностью некоторых государств-членов.
СВВ будет требовать от большинства посетителей за пределами ЕС ввода данных паспорта и биометрической информации при первом въезде в ЕС. Эти данные будут храниться и сопоставляться с различными базами данных безопасности для повышения уровня безопасности. Цель состоит в том, чтобы упростить процессы въезда и выезда, уменьшив зависимость от ручных проверок и устранив необходимость в штампах в паспортах. Вот что вам следует ожидать.
Понимание Системы Входа/Выхода (СВВ)
СВВ нацелена на мониторинг перемещений «граждан третьих стран» внутри зоны Шенгена, эффективно заменяя традиционные штампы в паспортах. В настоящее время посетители из вне ЕС могут находиться в пределах ЕС до 90 дней в течение любого 180-дневного периода без визы, что СВВ поможет контролировать с помощью цифровых записей, тем самым усиливая пограничную безопасность.
При первом посещении любой из 29 стран, участвующих в СВВ (25 стран ЕС плюс Исландия, Норвегия, Лихтенштейн и Швейцария), путешественникам будет необходимо предоставить информацию о паспорте и биометрические данные. Хотя первоначально предполагалось собрать как отпечатки пальцев, так и фотографии, похоже, что теперь будет собираться только один тип биометрических данных.
Собранные данные обычно будут храниться в течение трех лет. Отказ от предоставления этой информации приведет к отказу во въезде.
Для будущих въездов данные путешественников будут сопоставляться с их ранее зафиксированной информацией на границах, включая один биометрический тип, вероятно, через сканирование лица. ЕС указал, что гостям в целом не потребуется повторно предоставлять эти данные, за исключением исключительных обстоятельств. Кроме того, СВВ не будет действовать в Ирландии или на Кипре, где продолжат действовать традиционные проверки.
Большинство пограничных процедур будет происходить по прибытии в аэропорты ЕС. Однако на определённых британских локациях действуют специальные соглашения, где применяются «соседствующие» контроли: а именно в порту паромов Дувр, на станции Лондон Святого Панкраса для путешественников Eurostar и в Фолкстоне для услуг LeShuttle. Пассажиры, использующие эти маршруты, смогут зарегистрировать свои данные через СВВ перед отправлением.
Новое мобильное приложение разрабатывается Frontex, Агентством Европейских границ и береговой охраны, что позволит путешественникам заранее зарегистрировать свою информацию до поездки, хотя дактилоскопия все равно придется проходить на границах ЕС. Ожидается, что приложение будет представлено не раньше официальной даты запуска СВВ.
Запланированный запуск СВВ
СВВ ожидается, что начнет работу в октябре 2025 года, при этом ЕС планирует объявить точную дату запуска по мере приближения к срокам реализации. Однако начало работы может не совпадать во всех участвующих странах из-за текущих задержек, что приведет к поэтапному внедрению в течение шести месяцев, начиная с октября.
Страны, участвующие в СВВ
СВВ будет касаться 25 из 27 стран-членов ЕС, при этом Ирландия и Кипр выбирают сохранить традиционные пограничные проверки. Также она будет касаться Исландии, Лихтенштейна, Норвегии и Швейцарии, которые являются частью шенгенской зоны.
В Великобритании ворота СВВ будут установлены в порту Дувра, а также на терминалах Eurostar и LeShuttle, где проверка паспортов будет происходить до поездки.
Последствия СВВ для путешественников
В теории, введение СВВ должно ускорить пересечение границ и упростить процесс въезда и выезда из европейских стран. Для частых путешественников это также означает больше свободного места в паспортах, так как штампы за каждое въездное событие больше не будут необходимы. Тем не менее, на первоначальном этапе путешественники, использующие СВВ впервые, могут столкнуться с более длительным временем ожидания из-за необходимости предоставления биометрических данных.
Важно отметить, что конкретные граждане, не являющиеся гражданами ЕС, будут освобождены от требований СВВ. Это касается лиц с видами на жительство, связанными с гражданами ЕС, тех, кто приезжает с определенными целями, такими как исследование или обучение, и обладателей действительных долгосрочных виз или местных пропусков на границе.
Потенциальные задержки во время внедрения СВВ
В порту Дувра, на Eurostar и в LeShuttle вероятнее всего возникнут задержки, что стало беспокойством для чиновников в этих местах. 27 августа 2024 года правительство Великобритании объявило о выделении 10,5 миллионов фунтов стерлингов для подготовки к внедрению СВВ на этих объектах, выделив по 3,5 миллиона каждый для улучшения их инфраструктуры.
Изменения в работе в Дувре
В Дувре не будет обозначенной зоны регистрации. Путешественники будут следовать обычной очереди, в то время как агенты будут подходить к автомобилям для регистрации граждан не ЕС и сбора биометрических данных с помощью портативных устройств. Пассажиры останутся в своих автомобилях, хотя время обработки для каждого транспортного средства может увеличиться до десяти минут после начала работы СВВ, что является значительным увеличением по сравнению с текущими 40-90 секундами. Дополнительные пространства были обеспечены вблизи Дувра для управления потоком машин, ожидая возможных заторов в часы пик.
Изменения в работе в Лондоне Святом Панкрасе
Eurostar расширит свои стойки регистрации с тремя специально отведёнными зонами, в которых будет находиться всего 49 кабинок регистрации, где путешественники должны предоставить свои паспортные и биометрические данные перед отправлением. Более того, компания введет девять дополнительных кабинок для ручной проверки (всего 18) вместе с электронными воротами и дополнительным персоналом для облегчения процесса СВВ. Пассажиры должны будут использовать эти кабинеты для каждой последующей поездки, чтобы подтвердить свои данные с помощью распознавания лиц. Eurostar гарантирует, что эта новая процедура не увеличит время в пути. На Парижском вокзале Гар дю Норд и Брюссельском Midi, где применяются пограничные контроли Великобритании, новые киоски и зоны верификации будут добавлены для пассажиров, покидающих Европу.
Изменения в работе в Фолкстоне
Автомобили LeShuttle будут входить в специально отведённую зону проезда, которая может одновременно вместить 53 машины и имеет более 100 терминалов для регистрации СВВ. Пассажиры будут вводить свои данные здесь перед тем, как присоединиться к очереди на свою услугу. Для повторных поездок опытным путешественникам всё равно нужно будет посещать кабинеты, хотя процесс должен стать быстрее с минимальными требованиями к вводу данных. Оператор LeShuttle, Getlink, утверждает, что может обрабатывать 700 автомобилей и 2000 пассажиров в час, при этом каждому автомобилю потребуется примерно пять минут после активации СВВ. Аналогичная структура также была создана в Кокуэле на французской стороне.
Изменения в работе в аэропортах Европы
Путешественники должны будут предоставить свою информацию в специальных кабинках по прибытии в аэропорты Европы перед прохождением таможни. Интеграция биометрических систем должна обеспечить более эффективный процесс на многих крупных терминалах, хотя не все малые аэропорты будут готовы справиться с ожидаемым увеличением объемов пассажиров.
Связь СВВ с предстоящей программой отмены виз в ЕС
СВВ будет функционировать наряду с ожидаемой Европейской системой информации и авторизации путешествий (Etias), которая планируется к запуску в конце 2026 года. Граждане стран, не входящих в ЕС, могут потребоваться подать заявление на получение отказа от Etias за 6 фунтов стерлингов, действительное в течение трех лет или до истечения срока действия паспорта, и это должно быть сделано не менее чем за три дня до поездки.