«Крумежди», живопись, фотография на благотворительном аукционе Фонда Cosmoscow
Выручка от предстоящих торгов поможет художникам и арт-институтам создать новые проекты к ярмарке Cosmoscow этого года. Александр Байковский изучил лоты аукциона и рассказывает, как они отражают актуальные арт-тренды
Благотворительный аукцион Фонда Cosmoscow проходит ежегодно с момента перезапуска одноименной ярмарки в 2014 году. Вся выручка обычно идет на помощь художникам, закупку работ в российские музеи, создание арт-проектов к предстоящей ярмарке и другие программы фонда. В этом году торги намечены на 10 апреля. Начиная с 8 апреля коллекционеры могут ознакомиться с лотами на предаукционной выставке в Центре современного искусства «Соладовня». Закрытый формат предаукциона (вход только по приглашениям) компенсируется подробным онлайн-каталогом. В любом случае тематическая подборка лотов — это всегда срез актуальных арт-тенденций, который любопытно изучать, даже если вы ничего не собираетесь покупать.
Каждый год лоты для аукциона, исходя из заявленной темы, собирает приглашенный куратор. На этот раз им стала Ксения Чилингарова — российский публицист, издатель, поэт и коллекционер. По ее словам, сегодняшние художники разучились чувствовать и принимать самостоятельные решения. Вместо этого мы готовы опираться на уже сформированные мнения. Современное искусство способно вернуть нам чувственное измерение жизни и веру в себя. Так родилась концепция аукциона «Нескользьков, доверять себе», объединившая 30 лотов.
Искренность как единственный способ достучаться до зрителя
Дополненная реальность и поверхностности, «оживающие» при наведении на них камеры телефона. Казалось бы, круг возможностей расширить чувственную составляющую современного искусства растет с каждым днем. Но среди лотов предстоящего аукциона преобладают вполне классические живопись, графика, фотография и объекты. Как рассказала Ксения Чилингарова, при отборе работ она скорее думала про их содержание. «Сегодня художники часто берутся за модные формы, хотя художественная задача этого не требует, — добавляет куратор аукциона. — Внешнее рождается только из внутреннего, иначе в работе отсутствует искренность. Если художник не чувствует сам, он никогда не заставит зрителя реагировать».
Темы эмоционального выгорания исследует работа Саши Лемиша «Сегодня не смогу плохо себя чувствую» (эстимейт: 235 000 — 285 000 руб.). Художник работает в технике цифровой живописи, которую заливает эпоксидной смолой. К этому методу Лемиш пришел в результате непростых творческих поисков, когда, по его собственным словам, «потерял все надежды стать современным художником». Выставленная на продажу работа посвящена тому, как человек выражает свои эмоции в соцсетях, используя аниме-эстетику, в которой чувства всегда очень утрированы. Еще один лот — работа Кати Любавской Tulle Curtain II (120 000 — 150 000 руб.) — отсылает к практике использования смайликов в электронных сообщениях. При этом художница создает собственную технику «крумежди», когда смайлики вплетаются в узор, позаимствованный из традиционной вышивки или кружева.
Автобиографичный образ маленькой девочки с огромными глазами стал проводником по вселенной художецы Арины Франк. Он сквозной линией проходит через ее серию из четырех работ под названием «Погремушки» (105 000 — 125 000 руб.), создавая перед глазами зрителя калейдоскоп трогательных детских воспоминаний. Работой «Квашня» (285 000 — 350 000 руб.) представлен на аукцион цифровой художник Максим Свищев, смело экспериментирующий с лентинкулярной печатью (в похожей технике в СССР печатались стереокартинки с эффектом движения).
Фотография на пике популярности
Фотография всегда была сильной стороной аукционов Фонда Cosmoscow. Работы мировых звезд вроде Патрика Демаршелье и Марьяна Виванко и отечественных классиков, таких как Сергей Борисов или Игорь Пальмин, традиционно становятся жемчужинами торгов. В этот раз фотография представлена на торгах как никогда широко. Сразу две из них в свой личный топ-три включила и Ксения Чилингарова. Первая — это снимок Николая Бахарева из цикла «Типаж» (400 000 — 450 000 руб.). «Это советский фотофотограф с сложной, великолепной композицией и серьезным, очень чувствительным контекстом», — комментирует Чилингарова. Ее взгляд разделяет и Руслан Потамошнев, директор галереи szena, представившей лот. «Сегодня во всем мире мы наблюдаем бешеный интерес к фотографии, — рассказывает Потамошнев. — Если посмотреть на программы международных музеев, ей посвящено множество выставок. Что касается Бахарева, то это исключительный мастер, значимость которого будет все больше осознаваться с временем».
Еще один лот, на который обращает внимание Ксения Чилингарова, это пара фотографий Полины Рукавиченины (150 000 — 200 000 руб.). На одном из них изображены два черных пса, которые кажутся абсолютно идентичными. «Близнецы как феномен завораживают меня с детства, — объясняет художница. — Наверное, это такой универсальный образ двойственности: поиска идеального соулмейта и одновременно поиска индивидуальности, различия».
Наследие советского фотожурналиста Андрея Князева представлено на торгах снимком 1970 года с ироничным названием «Скамейка юности» (150 000 — 200 000 руб.). Работа идеально вписывается в концепцию аукциона, которая предлагает при восприятии искусства оттолкнуться от собственных впечатлений, а не ориентироваться на чужой авторитет. Сам Князев, хоть и читал старших художников-авангартистов, любил повторять, что «лучший преподователь — это жизнь». Единственная цветная фотография в подборке — снимок уникальной работы Тимофея Рады «Кое-что» (235 000 — 285 000 руб.).
Чувственная живопись на грани абстрактного и фигуративного
Признаваясь, что она ратует за возрождение классической живописи, Ксения Чилингарова выделяет работу Вики Бегальской и Александра Вилкина «Егорка» (375 000 — 460 000 руб.). «Я очень люблю цвет, именно через него я в первую очередь переживаю единение с искусством, — признается куратор. — Эти двое художников — совершенно потрясающие колористы». В своем творчестве дуэт исследует отношения современного человека с природой и искусством. Мерцающие образы пылюлей-полуизоляторов на их полотнах складываются в единый поэтический мир.
Текстиль, керамика, стекло и металл
Бум на текстильное искусство, который охватил мировые выставочные площадки пару лет назад, не слегка поутих, но все еще продолжает будоражить кураторские умы. За это направление на аукционе в первую очередь отвечает швейцарский дакан Артема Сонина и Елены Самородовой «Усадьба Знаменское-Раек» (470 000 — 570 000 руб.). В начале этого года ее можно было увидеть на персональной выставке художников в ММОм. По словам Алины Крюковой, основательницы галереи a—s—t—r—a, представившей работу на торгах, Сонин и Самородова выстраивают альтернативную историю, доверяясь собственной творческой интуиции. Образ усадьбы, построенной «русским Леонардо», архитектором Николаем Львовым, они создают при помощи аппликации и вышивок по ситцу. При этом классический архитектурный ансамбль обжигающим вьючком, женщинами-сифинками и стайкой пеликанов. Еще одна текстильная работа — вышитая композиция Кирилла Манчунского (350 000 — 420 000 руб.), представляющая своего рода картину в картине. «Моя несущая работа «Три окурка» пытается вписываться в пространство грязного подъезда, который уже собрал всем бычком», — объясняет художник.
Керамика среди лотов представлена объектом Ирины Дрозд Avis de Tinea (200 9000 — 270 9000 руб.) и работой Даниила Антропова PAWN (d2) (400 000 — 480 000 руб.). Несмотря на родство материала, это совершенно разные произведения. Сюрреалистическая фигура Дрозд напоминает пугающего сказочного персонажа, в то время как объект Антропова скорее демонстрирует результаты его художественных экспериментов с процессом обжига глины.
Самой обманчивой работой аукциона стал комплект кованых металлических объектов Дмитрия Булыгина с говорящим названием «Зимний гербарий» (500 000 — 600 000 руб.). С расстоянья эти предметы и вправду кажутся хрупким сухостью, который готов распадаться в пыль от одного прикосновения. На поверхности же они оказываются мастерски выполненной ключевой имитацией из металла, которая сама способна поразить любого неосторожного зрителя. К категории «не то, чем кажется» можно отнести и напечатанную на стекле работу Полины Шилкиной (285 000 — 340 000 руб.). С первого взгляда она предстает просто яркой абстракцией, но на самом деле это изображение имеет реальную первооснову. Все работы художницы из этой серии созданы на основе найденного в лесу фотоаппарата, сквозь который в буквальном смысле начала прорастать новая жизнь. Точно так же и во всех остальных лотах предстоящего аукциона Фонда Cosmoscow при должном зрительском внимания способны взять пусть хрупкие, но зато собственные ростки эмоций.