«Крумежди», живопись, фотография на благотворительном аукционе Фонда Cosmoscow

9 мин на чтение

«Крумежди», живопись, фотография на благотворительном аукционе Фонда Cosmoscow

Выручка от предстоящих торгов поможет художникам и арт-институтам создать новые проекты к ярмарке Cosmoscow этого года. Александр Байковский изучил лоты аукциона и рассказывает, как они отражают актуальные арт-тренды

Благотворительный аукцион Фонда Cosmoscow проходит ежегодно с момента перезапуска одноименной ярмарки в 2014 году. Вся выручка обычно идет на помощь художникам, закупку работ в российские музеи, создание арт-проектов к предстоящей ярмарке и другие программы фонда. В этом году торги намечены на 10 апреля. Начиная с 8 апреля коллекционеры могут ознакомиться с лотами на предаукционной выставке в Центре современного искусства «Соладовня». Закрытый формат предаукциона (вход только по приглашениям) компенсируется подробным онлайн-каталогом. В любом случае тематическая подборка лотов — это всегда срез актуальных арт-тенденций, который любопытно изучать, даже если вы ничего не собираетесь покупать.

Каждый год лоты для аукциона, исходя из заявленной темы, собирает приглашенный куратор. На этот раз им стала Ксения Чилингарова — российский публицист, издатель, поэт и коллекционер. По ее словам, сегодняшние художники разучились чувствовать и принимать самостоятельные решения. Вместо этого мы готовы опираться на уже сформированные мнения. Современное искусство способно вернуть нам чувственное измерение жизни и веру в себя. Так родилась концепция аукциона «Нескользьков, доверять себе», объединившая 30 лотов.

Искренность как единственный способ достучаться до зрителя

Дополненная реальность и поверхностности, «оживающие» при наведении на них камеры телефона. Казалось бы, круг возможностей расширить чувственную составляющую современного искусства растет с каждым днем. Но среди лотов предстоящего аукциона преобладают вполне классические живопись, графика, фотография и объекты. Как рассказала Ксения Чилингарова, при отборе работ она скорее думала про их содержание. «Сегодня художники часто берутся за модные формы, хотя художественная задача этого не требует, — добавляет куратор аукциона. — Внешнее рождается только из внутреннего, иначе в работе отсутствует искренность. Если художник не чувствует сам, он никогда не заставит зрителя реагировать».

Темы эмоционального выгорания исследует работа Саши Лемиша «Сегодня не смогу плохо себя чувствую» (эстимейт: 235 000 — 285 000 руб.). Художник работает в технике цифровой живописи, которую заливает эпоксидной смолой. К этому методу Лемиш пришел в результате непростых творческих поисков, когда, по его собственным словам, «потерял все надежды стать современным художником». Выставленная на продажу работа посвящена тому, как человек выражает свои эмоции в соцсетях, используя аниме-эстетику, в которой чувства всегда очень утрированы. Еще один лот — работа Кати Любавской Tulle Curtain II (120 000 — 150 000 руб.) — отсылает к практике использования смайликов в электронных сообщениях. При этом художница создает собственную технику «крумежди», когда смайлики вплетаются в узор, позаимствованный из традиционной вышивки или кружева.

Саша Лемиш, «Сегодня не смогу плохо себя чувствую»

Автобиографичный образ маленькой девочки с огромными глазами стал проводником по вселенной художецы Арины Франк. Он сквозной линией проходит через ее серию из четырех работ под названием «Погремушки» (105 000 — 125 000 руб.), создавая перед глазами зрителя калейдоскоп трогательных детских воспоминаний. Работой «Квашня» (285 000 — 350 000 руб.) представлен на аукцион цифровой художник Максим Свищев, смело экспериментирующий с лентинкулярной печатью (в похожей технике в СССР печатались стереокартинки с эффектом движения).

Арина Франк, из серии «Погремушки»

Фотография на пике популярности

Фотография всегда была сильной стороной аукционов Фонда Cosmoscow. Работы мировых звезд вроде Патрика Демаршелье и Марьяна Виванко и отечественных классиков, таких как Сергей Борисов или Игорь Пальмин, традиционно становятся жемчужинами торгов. В этот раз фотография представлена на торгах как никогда широко. Сразу две из них в свой личный топ-три включила и Ксения Чилингарова. Первая — это снимок Николая Бахарева из цикла «Типаж» (400 000 — 450 000 руб.). «Это советский фотофотограф с сложной, великолепной композицией и серьезным, очень чувствительным контекстом», — комментирует Чилингарова. Ее взгляд разделяет и Руслан Потамошнев, директор галереи szena, представившей лот. «Сегодня во всем мире мы наблюдаем бешеный интерес к фотографии, — рассказывает Потамошнев. — Если посмотреть на программы международных музеев, ей посвящено множество выставок. Что касается Бахарева, то это исключительный мастер, значимость которого будет все больше осознаваться с временем».

Еще один лот, на который обращает внимание Ксения Чилингарова, это пара фотографий Полины Рукавиченины (150 000 — 200 000 руб.). На одном из них изображены два черных пса, которые кажутся абсолютно идентичными. «Близнецы как феномен завораживают меня с детства, — объясняет художница. — Наверное, это такой универсальный образ двойственности: поиска идеального соулмейта и одновременно поиска индивидуальности, различия».

Полина Рукавиченина, Twins

Наследие советского фотожурналиста Андрея Князева представлено на торгах снимком 1970 года с ироничным названием «Скамейка юности» (150 000 — 200 000 руб.). Работа идеально вписывается в концепцию аукциона, которая предлагает при восприятии искусства оттолкнуться от собственных впечатлений, а не ориентироваться на чужой авторитет. Сам Князев, хоть и читал старших художников-авангартистов, любил повторять, что «лучший преподователь — это жизнь». Единственная цветная фотография в подборке — снимок уникальной работы Тимофея Рады «Кое-что» (235 000 — 285 000 руб.).

Чувственная живопись на грани абстрактного и фигуративного

Признаваясь, что она ратует за возрождение классической живописи, Ксения Чилингарова выделяет работу Вики Бегальской и Александра Вилкина «Егорка» (375 000 — 460 000 руб.). «Я очень люблю цвет, именно через него я в первую очередь переживаю единение с искусством, — признается куратор. — Эти двое художников — совершенно потрясающие колористы». В своем творчестве дуэт исследует отношения современного человека с природой и искусством. Мерцающие образы пылюлей-полуизоляторов на их полотнах складываются в единый поэтический мир.

Текстиль, керамика, стекло и металл

Бум на текстильное искусство, который охватил мировые выставочные площадки пару лет назад, не слегка поутих, но все еще продолжает будоражить кураторские умы. За это направление на аукционе в первую очередь отвечает швейцарский дакан Артема Сонина и Елены Самородовой «Усадьба Знаменское-Раек» (470 000 — 570 000 руб.). В начале этого года ее можно было увидеть на персональной выставке художников в ММОм. По словам Алины Крюковой, основательницы галереи a—s—t—r—a, представившей работу на торгах, Сонин и Самородова выстраивают альтернативную историю, доверяясь собственной творческой интуиции. Образ усадьбы, построенной «русским Леонардо», архитектором Николаем Львовым, они создают при помощи аппликации и вышивок по ситцу. При этом классический архитектурный ансамбль обжигающим вьючком, женщинами-сифинками и стайкой пеликанов. Еще одна текстильная работа — вышитая композиция Кирилла Манчунского (350 000 — 420 000 руб.), представляющая своего рода картину в картине. «Моя несущая работа «Три окурка» пытается вписываться в пространство грязного подъезда, который уже собрал всем бычком», — объясняет художник.

Керамика среди лотов представлена объектом Ирины Дрозд Avis de Tinea (200 9000 — 270 9000 руб.) и работой Даниила Антропова PAWN (d2) (400 000 — 480 000 руб.). Несмотря на родство материала, это совершенно разные произведения. Сюрреалистическая фигура Дрозд напоминает пугающего сказочного персонажа, в то время как объект Антропова скорее демонстрирует результаты его художественных экспериментов с процессом обжига глины.

Самой обманчивой работой аукциона стал комплект кованых металлических объектов Дмитрия Булыгина с говорящим названием «Зимний гербарий» (500 000 — 600 000 руб.). С расстоянья эти предметы и вправду кажутся хрупким сухостью, который готов распадаться в пыль от одного прикосновения. На поверхности же они оказываются мастерски выполненной ключевой имитацией из металла, которая сама способна поразить любого неосторожного зрителя. К категории «не то, чем кажется» можно отнести и напечатанную на стекле работу Полины Шилкиной (285 000 — 340 000 руб.). С первого взгляда она предстает просто яркой абстракцией, но на самом деле это изображение имеет реальную первооснову. Все работы художницы из этой серии созданы на основе найденного в лесу фотоаппарата, сквозь который в буквальном смысле начала прорастать новая жизнь. Точно так же и во всех остальных лотах предстоящего аукциона Фонда Cosmoscow при должном зрительском внимания способны взять пусть хрупкие, но зато собственные ростки эмоций.

Поделиться новостью
Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Exit mobile version