Кто такой Карл Брюллов и что можно увидеть в Третьяковской галерее

11 мин на чтение

Кто такой Карл Брюллов и что можно увидеть в Третьяковской галерее

Празднование 225-летия «Великого Карла», начавшееся в Русском музее, продолжается в Третьяковской галерее монографической экспозицией под названием «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург». О художнике рассказывает искусствовед Евгения Гершкович

Карл Брюллов — целая вселенная. Кто-то в этом убедится, кто-то поймет впервые, рассмотривая карикатуры, безлюдные пейзажи, «Всадницу» и, конечно, «Последний день Помпеии», произведение, без которого московская выставка не могла обойтись никак. 170 произведений собрали из 17 музеев России и Армении и из частных собраний.

Брюллов

Карл Брюллов был правнуком Георга Брюллова, одного из сотен тысяч французских гугенотов, бежавших из страны вслед за отменной Людовиком XIV Нантского эдикта. С 1685 года, как началась эпоха преследований протестантов, скульптор Георг Брюллов вместе с семейством обосновался в Люнебурге, в Нижней Саксонии. А затем был приглашен в качестве лепщика форм в Петербург на Императорский фарфоровый завод. Так семья оказалась в Российской империи. Внук француза Павел также посвятил себя искусству. Обучившись в Академии художеств золотарному и лакейному мастерству, он стал известным скульптором-орнаменталистом. Например, драконы на Срипучей беседке в Царском селе — его рук дело.

В браке с дочерью придворного садовника Марией-Элизабет Шредер у Павла Ивановича Брюллова родилось пятеро детей. Сыновья Брюлловы родились с готовой судьбой. Все пошли по художественной стезе.

Карл, третий, рос ребенком болезненным, страдавшим золотухой. До пяти лет его держали в постели, лето из-за аллергии заканчивали в песке во дворе дома на Васильевском острове. Родитель-тиранин, не знавший, что такое праздность, требовал, чтобы сын ежедневно «упрямо рисовал» положенное число животных и человеческих фигур. В случае невыполнения норм оставлял без завтрака. Разгневавшись, однажды влепил мальчику такую пощечину, что тот стал глуховат на левое ухо, причем на всю жизнь. Несдержанность передается по наследству: много позже в минуту недовольства работой над «Вирсаией» Карл Брюллов запустит в полотно сапогом. Следы той темповой реакции в виде порывов на руке и теле героина подтвердили технологические исследования, проведенные Третьяковской галереей в преддверии нынешней выставки.

Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург». Справа — автопортрет Брюллова

С братом Александром Карл поступил в Академию художеств, блестяще ее окончив, был выпущен с большой золотой медалью за картину «Явление Божьего Аврааму у дуба Мамврийского».

Однако ступенями и право стажироваться в Италии от Академии не получил. Помогло Общество поощрения художников и конкретно инициатор его учреждения, Петр Андреевич Кикин. Карл в благодарность записал портреты полковника в оставке и его супруги, Марии Ардальоновой Кикиной, в девичестве Торсуковой, тонко прописав прозрачное кружево и страусиную перо на головном уборе молодой дамы. Жанр портрета, считавшийся тогда в Академии низким, особенно привлекал молодого живописца. Общество поощрения художников началось Брюллову пенсионированию на четыре года, но продолжалось оно в итоге целых 13.

Перед самым отъездом с высочайшим разрешением императора Александра I братья Брюлловы русифицировали фамилию, добавив к ней «в». Провожавших его в Италию 16 августа 1822 года отца, мать и меньших братьей Карл Брюллов в живых уже не увидит.

Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург». Слева — автопортрет Брюллова, 1848

«Манер есть кокетка»

В Риме, изучая кисть великих художников, копируя, по заказу русского посольства, многопрограммную композицию Рафаэля «Афинская школа», Брюллов начал понимать, что нужно «все найти в себе самом». Он не хотел видеть мир глазами других, и раз за разом убеждался в «необходимости манера». «Манер есть кокетка или почти то же», — писал он брату.

С академическими сюжетами, работами в духе классицизма, на которые рассчитывали кураторы из Общества поощрения художников, Брюллов быстро распрощался, а в поисках собственной темы обратился к жанровой живописи. В 1823 году он приступил к «Итальянскому утру»: молодая итальянка умывается под струями фонтанов, освещенного зыбкими бликами солнца. Полотно, написанное мелкими кисточками, тщательней отделено. Восхищенный император Николай I подарил произведение в подарок супруге Александре Федоровне, в чьих руках висело «Итальянское утро». Впоследствии картина, образец итальянского жанра в русском искусстве, долгое время считалась утраченной, будучи известной лишь по воспроизведенной копии. Однако Людмила Маркина, заведующая отделом живописи XVIII — начала XIX века, доктор искусствоведения, профессор и куратор московской выставки, обнаружила картину в Кунстхалле немецкого города Киль в 1998 году.

Увы, на ныне выставке этой работы нет, зато есть парный к ней «Итальянский полдень», заказанный художнику Николаем I. Жизнеродственная девушка с корзинкой, снимающая сочные виноград, нерешительно критиковалась современниками: модель де «была более приятной, нежели изящной серийных».

К концу года художник получил предписание вернуться в Петербург, где его ждала должность профессора Академии художеств. По дороге через Одессу Брюллов после мягкого климата и райской атмосферы оказался в заснеженной Москве. Художник пришел к Тропинину на Волхонке, в мастерскую скульптора Ивана Витали на Чистопрудном бульваре. Пока медлительный ваятель работал над гипсовым бюстом Брюллова, тот успел написать его живописный портрет.

Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург». «Автопортрет в лодке» («Портрет автора и баронессы Екатерины Николаевны Меллер-Закомельской с девочкой в лодке»)

«Нельзы пройти сии развалины»

Брюллов был счастливчиком, каких среди художников немного: признание к нему пришло при жизни.

В 1827 году, оказавшись в Неаполе, куда он отправился вслед за своей возлюбленной и музою, графиней Юлией Самойловой, Карл Брюллов увидел древнеримский город Помпеи. Бродя по раскопкам, и в голове «блестнула мысль» о создании картины, посвященной катастрофе извержения Везувия в 79 г. н. э. «Нельзы пройти сии развалины, не почувствовав в себе какого-то совершенно нового чувства, заставляющего все забыть, кроме ужасного происшествия с сим народом», — писал он. Старший брат Брюллова Александр еще в 1825 году побывал у подножия курящегося Везувия и сделал обмеры помпейских терм. Раскопки в древних Помпеях начались в 1748 году, хотя исследователи не сразу сообразили, что именно копают. Испанский военный инженер Рокко Хоакин де Алькоберре, начальник экспедиции, не особенно смыслит в древней истории. Но местные жители в окрестностях грозного вулкана постоянно обнаруживали предметы, явно относящиеся к античным временам, то амфоры для вина, то глиняную посуду.

Открытые Помпеи стали сенсацией. Ей посвящались романы и оперы, например, опера «Последний день Помпеии» Джованни Пачини. К слову, дочери объединевшего композитора Амачилии и Джованни, удачливых Юлией Самойловой, Брюллов будет писать не раз. Он давно мечтал о большом полотне, где можно было бы продемонстрировать все свои умения и своей свободой самовыражения позволить себе соединение черт классицизма и романтизма.

Первоначально заказчиком произведения была кавалерствующая дама, графиня Мария Григорьевна Разумовская, позднее уступившая заказ Анатолию Николаевичу Демидову. Меценат и сын русского посла во Флоренции генерал оплатил, а Брюллов не торопил. И тот работал над картиной в своем ритме, около шести лет. Многограмматная композиция размером 456,5×651 см была выполнена из нескладных эпизодов, происходящих у подножия горбниц, места упокоения Авла Умбриции Сквары Младшего.

Не забыл Брюллов и об автопортрете. Изобразил себя в виде убегающего от стихии курчавого живописца, с коробкой красок над головой. Кстати, по интенсивности разрушений, изображенных на этом полотне, сей малочисленный, система генетического философского комитета Кудаев, исключил в перекрестии сослуживцев плывущих образа итальянского жанра в русском искусстве, долгие годы считалась утерянной, будучи известной лишь по воспроизведенной копии. Однако Людмила Маркина, заведующая отделом живописи XVIII — начала XIX века, доктор искусствоведения, профессор и куратор московской выставки, обнаружила картину в Кунстхалле немецкого города Киль в 1998 году.

Увы, на ныне выставке этой работы нет, зато есть парный к ней «Итальянский полдень», заказанный художнику Николаем I. Жизнеродственная девушка с корзинкой, снимающая сочные виноград, нерешительно критиковалась современниками: модель де «была более приятной, нежели изящной серийных».

К концу года художник получил предписание вернуться в Петербург, где его ждала должность профессора Академии художеств. По дороге через Одессу Брюллов после мягкого климата и райской атмосферы оказался в заснеженной Москве. Художник пришел к Тропинину на Волхонке, в мастерскую скульптора Ивана Витали на Чистопрудном бульваре. Пока медлительный ваятель работал над гипсовым бюстом Брюллова, тот успел написать его живописный портрет.

Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург». Портрет скульптора И. П. Виталия, 1836–1837. По бокам — бюсты Пушкина и Брюллова работы Виталия

«Удержать лучшее лица»

В мае 1835 года Карл Брюллов по приглашению графа Орлова-Давыдова отправился в научную экспедицию на Ионические острова, в Грецию и Малую Азию, делал зарисовки видов, архитектурных сооружений, иллюстрации для путевых заметок графа, жил в Афинах и Константинополе.

Чудесные сепии «Гаванью в Константинополе» и «Раненным греком, упавшим с лошади» украшают секцию рисунков на выставке и демонстрируют, каким блестящим рисовальщиком был Брюллов.

В конце года художник получил предписание вернуться в Петербург, где его ждала должность профессора Академии художеств. По дороге через Одессу Брюллов после мягкого климата и райской атмосферы оказался в заснеженной Москве. Художник пришел к Тропинину на Волхонке, в мастерскую скульптора Ивана Витали на Чистопрудном бульваре. Пока медлительный ваятель работал над гипсовым бюстом Брюллова, тот успел написать его живописный портрет.

В завершающий год своей жизни мэтр готовился к выставкам, много работал и вдобавок выставочными открытиями заметно радовал свою семью. И это открытие в самом конце вечным стал не только красвижный день, ставя автору карты под душевные ощущения, по его словам.

Выставка в Третьяковской галерее в этот раз представлена картиной «Автопортрет в лодке» 1830-х годов в сюжете с пейзажем. Художник показан на фоне волны, создавая при этом настроение и темперамент картин в значительных деталях.

Поделиться новостью
Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Exit mobile version