Концептуальные автомобили создаются для того, чтобы завораживать воображение и исследовать инновационные формы. В автомобильной индустрии немногие дизайны излучают чувство футуризма так, как культовые «угловатые» автомобили 1960-х и 1970-х годов. Эти резко очерченные машины, характеризующиеся гладкими, наклонными профилями спереди назад, олицетворяли оптимистичный взгляд на исследование космоса в ту эпоху. Хотя угловатые формы появлялись в автомобильном дизайне и раньше, чистота и захват этих форм были беспрецедентными.
Определить точное начало этой дизайнерской тенденции может быть сложно. Cannara 1966 года, приписываемый дизайнеру Раю Каннара, признан одним из первых примеров настоящего «угловатого автомобиля». Однако именно выдающиеся итальянские автомобильные дизайнерские студии продвинули эту концепцию дальше. Важная веха произошла с Alfa Romeo Carabo 1968 года, созданной Марчелло Гандини для домa дизайна Bertone. Эта пара, наряду с другими известными дизайнерами, такими как Джорджетто Джуджаро, и уважаемыми фирмами, такими как Italdesign и Pininfarina, играла ключевую роль в угловом движении. Эти дальновидные дизайны часто служили для демонстрации возможностей бренда до продажи производителям. В настоящее время эти автомобильные шедевры востребованы коллекционерами, достигая высоких цен на аукционах.
Pininfarina представила Ferrari 512S Modulo на Всемирном автосалоне в Женеве в 1970 году, привлекши внимание общественности своим необычным дизайном. Созданное Пауло Мартином, это транспортное средство было основано на шасси Ferrari 512S и имело характерный подвижный стеклянный купол для входа и выхода. В 2014 году американский режиссер и продюсер Джеймс Гликенхаус приобрел Modulo, восстановил его до рабочего состояния и водил по Нью-Йорку. Modulo, наряду с отмеченным наградами Lancia Stratos HF Zero, дебютировал в 1970 году. Stratos, разработанный Гандини и оформленный в Bertone, был особенно примечателен тем, что его представили как работающий прототип с функционирующим двигателем. С высотой всего 84 см, он заставлял Modulo казаться сравнительно высоколётным.
Lancia Stratos HF Zero требует необычного метода входа, где водителю нужно поднять ветровое стекло, перешагнуть через капот и устроиться в откидывающиеся сиденья, прежде чем установить складной руль. Легенда гласит, что Нуччио Бертоне вел его под охранными барьерами на главном офисе Lancia, оставив его на стоянке для восхищения руководителей. В 1970 году яркие медные цвета автомобиля, вероятно, были восприняты как почти внеземные. В настоящее время Lancia Stratos HF Zero принадлежит венчурному капиталисту Филлипу Сарафиму.
Увлечение Сарафима автомобилем началось в детстве. Он вспоминает: «Я впервые открыл книгу концептуальных автомобилей, когда мне было около восьми лет. Слов не хватает, чтобы полностью передать эмоции, которые эти первые встречи вызвали во мне — утончённый дизайн и оригинальность произвели глубокое впечатление.»
Zero был последний раз публично продан на аукционе RM Sotheby’s в 2011 году за €761,600, а Сарафим приобрел его частным образом семь лет назад с обязательством делиться им с миром. Он сдержал свое обещание, демонстрируя Lancia на многочисленных мероприятиях, что доставляет ему огромное удовольствие.
Сарафим выразил удивление волнами уважения и восхищения, которые автомобиль получает на выставках. Stratos даже запомнился появлением в фильме 1988 года «Лунныйwalker», где он предстал как будто пуленепробиваемый автомобиль, способный летать, помогая Майклу Джексону сбежать от гангстеров.
Этот автомобиль остается актуальным и сегодня, согласно Сарафиму, который заявил: «Когда дизайнеры или художники достигают своего момента величия, это продолжается, незатуманенное прошедшим временем. Zero олицетворяет эту концепцию — суть, оригинальность и чистый дизайн отражают оптимистичную эпоху, когда человечество мчалось к Луне. Я уверен, что он продолжит очаровывать зрителей еще на следующие 50 лет.»
Также частью коллекции Сарафима является Aston Martin Bulldog, который появился немного позже в тенденции углового дизайна. Созданный Уильямом Таунсом в 1979 году, Bulldog рекламировался как автомобиль на 200 миль в час; хотя это утверждение не было подтверждено в то время, восстановленная модель Сарафима достигла более 205 миль в час на шотландском аэродроме в 2023 году.
Эстетика углового дизайна продолжала развиваться в 1980-х годах и даже вновь появилась в 21 веке, особенно с 2016 года «Lo Res Car» от United Nude. Эта дизайнерская фирма, также известная производством обуви, представила автомобиль, задуманный соучредителем Ремом Д. Кулхаасом, вдохновленным культовым Lamborghini Countach 1970-х годов, снова разработанным Гандини для Bertone. Получившаяся форма представляет собой абстрактный, почти сюрреалистичный взгляд на оригинальную угловую форму.
Сегодня автомобили, вдохновленные угловыми формами, продолжают украшать наши дороги, с инновациями, такими как Tesla Cybertruck от Илона Маска, отдающим дань уважения этой культовой дизайнерской линии.