Уставившись на огромные шершавые люстры выше, Анджела Дамман не может удержаться от улыбки. «Они драматичны», — говорит она, признавая их уникальное присутствие. Эти сюрреалистичные люстры являются новейшими творениями Дамман, искусного текстильного дизайнера, работающего из своей студии, расположенной на живописной усадьбе в 22 акра в Мексике, недалеко от сельского поселка, всего в 40 минутах от Мериды, столицы Юкатана. Хотя юкатанский полуостров знаменит своими красивыми пляжами и майянским наследием, его историческая значимость как основного поставщика веревки из крахмальной агавы до начала 1900-х годов часто остается в тени.
Когда Дамман с мужем и двумя детьми переехала туда в 2011 году, она задумала восстановить величественную, но обветшавшую усадьбу, окруженную пышной растительностью. Однажды она заметила местного человека, несущего сабукан — традиционную майянскую сумку, сплетенную из волокон хенекена, что привлекло ее внимание. Она обнаружила, что знаменитое «зеленое золото» по-прежнему растет на территории ее усадьбы.
«Я всегда увлекалась натуральными материалами и поиском инновационных способов использования существующих ресурсов», — говорит 55-летний дизайнер, который провела свои ранние годы на семейной ферме в Миннесоте. Ее отец был пионером в производстве этанола на местном уровне во время кризиса избыточного производства кукурузы в 1980-е годы.
Идея начала формироваться, но сначала Дамман была не уверена, как работать с трудным растением хенекен. Казалось, что знания о его использовании почти исчезли. Не стесняясь, она попросила свою домработницу о помощи, что привело ее к опытной ткачихе по имени Дона Фелипа, которая плела из хенекена почти 80 лет — навык, который она унаследовала от своей бабушки.
С помощью Доны Фелипы Дамман освоила сложный процесс превращения растения в пригодное волокно. Этот трудоемкий метод включает извлечение, сушку и кипячение волокон на дровах, а затем ручное расчесывание и окрашивание с использованием органических материалов. Полученное волокно напоминает роскошную лошадиную шерсть и изготавливается в текстильные изделия с использованием традиционных рамочных станков, которые Дамман затем превращает в сумки и декор.
В дополнение к текстилю, Дамман начала экспериментировать с сырыми волокнами хенекена для концептуальных арт-объектов, включая свои впечатляющие люстры. По мере роста спроса и увеличения рабочей нагрузки для Доны Фелипы, Дамман совместно основала Инициативу Майя Молодых Ремесленников, школу ткачества, нацеленную на обучение местных молодых женщин этому традиционному ремеслу.
Сначала молодые мастера скептически относились к освоению этих древних навыков, учитывая, что ткачество из хенекена исторически приносило минимальные финансовые выгоды. Дамман вдохновила их, показывая, как их творения могут иметь более высокую рыночную стоимость, и отвела их в Музей майянского мира в Мериде для вдохновения.
«То, что начиналось как проект, сосредоточенный на местных растениях, эволюционировало в работу всей моей жизни», — размышляет Дамман. «Наша миссия — поддерживать как землю, так и окружающие сообщества».
Сегодня она выращивает волокнистые растения на пяти акрах, работает вместе с примерно 30 мексиканскими ремесленниками. Хотя ее сумки и предметы интерьера хорошо принимаются, шершавые люстры выделяются как ее самые продаваемые изделия, цена которых начинается от 2,350 долларов. «Они действительно уникальны и не встречаются в обычных каталогах освещения», — объясняет она.
Люстры служат потрясающими центровыми элементами в новом флагманском магазине Banana Republic в Нью-Йорке и украшают потолки ресторана Los Mochis в Лондоне, где посетители наслаждаются трапезами под их художественными формами.
Производство одной люстры требует примерно 40,000 метров волокна и может занять более трех месяцев. Дамман также использует сансивьеру, известную своими более мягкими и тонкими волокнами, которая, кстати, является одним из самых высокопроизводительных растений по кислороду в мире.
Помимо их выдающегося дизайна, люстры Дамман излучают уникальное свечение благодаря индивидуальности каждого волокна. В этом году на Неделе Искусств в Мехико она представила люстру из своей последней серии «Из Подземного Мира». Ее яркие оттенки оранжевого и красного напоминали теплые, горящие уголья огня.
Это произведение вдохновлено деревом Сейба, которое в майянской культуре представляет собой священную связь между небом и подземным миром. «Это произведение кажется живым для меня», — говорит Дамман, описывая, как оно, кажется, вырастает из земли и тянется к небу. Хотя она связывает эту концепцию со своим собственным духовным путешествием, она с юмором отмечает, что ее дети воспринимают это как нечто из космоса. «Я принимаю все интерпретации», — заключает она. «Простота позволяет воображению процветать».