Используя этот сайт, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и Условиями использования..
Accept
Newslive24Newslive24Newslive24
  • Главная
  • Новостные рубрики
    • Вождение
    • Воспитание детей
    • Еда и напитки
    • Здоровье и фитнес
    • Красота
    • Мода
    • Недвижимость и дом
    • Путешествия
    • Роскошь
    • Секс и отношения
  • Закладки
  • Контакты
Поиск
  • Advertise
© 2024 Newslive24.ru. Все новости, которые имеют значение.
Reading: Мастер игры. Андрей Аствацатуров — о слове и деле Набокова
Поделиться
Войти
Уведомление
Размер шрифтаAa
Newslive24Newslive24
Размер шрифтаAa
Поиск
  • Главная
  • Рубрики
    • Роскошь
    • Недвижимость и дом
    • Путешествия
    • Красота
    • Воспитание детей
    • Мода
    • Вождение
    • Секс и отношения
    • Еда и напитки
    • Здоровье и фитнес
  • Закладки
  • Дополнительно
    • Карта сайта
  • Контакты
Have an existing account? Войти
Следуйте за нами
  • Advertise
© 2024 Newslive24.ru. Все новости, которые имеют значение.
Newslive24 > Blog > Секс и отношения > Мастер игры. Андрей Аствацатуров — о слове и деле Набокова
Секс и отношения

Мастер игры. Андрей Аствацатуров — о слове и деле Набокова

Newslive24
Последнее обновление: 22.04.2025 16:22
Newslive24
Поделиться
9 мин на чтение
Мастер игры. Андрей Аствацатуров — о слове и деле Набокова
Поделиться

Мастер игры. Андрей Аствацатуров — о слове и деле Набокова

Фото: Horst Tappe / Hulton Archive / Getty Images

22 апреля — день рождения Владимира Набокова. Сегодня о нем рассказывает филолог, писатель, профессор СПбГУ и директор Музея В.В. Набокова Андрей Аствацатуров

В столетия назад Владимир Набоков впервые использовал термин «кроссворд» для придуманной им кроссвордовой загадки. На фоне исторического отеля «Астория» и музея писателя в особняке семьи Набоковых на улице Большая Морская мы задумываемся о том, на что мы смотрим и что видим, слышим и читаем через призму творчества писателя.

Contents
Мастер игры. Андрей Аствацатуров — о слове и деле Набокова22 апреля — день рождения Владимира Набокова. Сегодня о нем рассказывает филолог, писатель, профессор СПбГУ и директор Музея В.В. Набокова Андрей Аствацатуров
Мастер игры. Андрей Аствацатуров — о слове и деле Набокова

Более 100 лет назад литературный модернизм задавался насущным вопросом: как писателю научиться говорить от своего имени? Не от имен газет, университетов, литературной традиции, а от своего собственного. Модернизм отдавал себе отчет, что всякая личность, даже личность художника, возможно, всего лишь обыденный продукт культуры, домашнего и университетского образования, традиции. Выражаясь непосредственнo, искреннe, как будто из глубины души, человек, как правило, говорит банальностью и оперирует словесными штампами.

Указывая на эту опасность, модернизм усложнял художественную форму, точнее говоря, занимался ее скрупулезным анализом и подготовлением. Джеймс Джойс, Эзра Паунд, Томас Элиот, Олдос Хаксли превратили свои тексты в мощные саморефлексивные машины, которые докладывали читателю о собственном происхождении, о том, как и по каким законам они создавались. Швы, тайные приемы, которые литература старалась скрывать, притворяясь реальностью, оказались полностью обнаженными. Покров тайны был снят с литературы раз и навсегда. То, что раньше казалось органическим, имеющим внутри себя душу, стало конструкцией, впрочем, довольно замысловатой. Зато читатель узнал, как рождаются образ, фраза, слово. И все же эта аналитическая работа, стремление всем на свете разобрать часто ставили важную цель: найти источник, силу, волю, энергию, тот первичный импульс, который лежит в основе жизни, личности, творчества. Этот вектор, если его удавалось поймать в образах мифа или архаического ритуала, помогал свести воедино пеструю панораму современной гордской жизни.

Владимир Набоков (1899–1977), сформировавшийся как писатель в 1920-е годы, в самую пору расцвета модернизма, очень хорошо понимал все эти проблемы и новые задачи, стоящие перед литературой ХХ века. К представителям высокого модернизма он относился по-разному. Любил Марселя Пруста, любил Джеймса Джойса, автора «Улисса» (он даже прочитал о нем курс лекций), проявлял равнодушие к Эзре Паунду и Томасу Элиоту, отрицательно отзывался о Джозефе Конраде, Уильяме Фолкнере и Томасе Манне. Но так или иначе его собственные поиски, равно ли ему это или нет, развивались в их русле.

Воспитанный в домашней атмосфере интеллектуальной уточненности, выпускник знаменитого Тенишевского училища и еще более знаменитого Тринити-колледжа Набоков с самых молодых ногтей воссоздавал в себе собственное чувство жизни, индивидуальный художественный вкус. Он брезговал всякой вторичностью, банальностью, пошлостью. Массируем эмоциями, идеологиями, диктаторскими будоражащими толпами он противопоставлял творческое воображение, острый эстетический взгляд, визуальную память, сверхточное слово. Набоков, как и модернисты, стремился говорить от своего имени. Так же, как они, он хорошо понимал, что жизнь не сводится к привычно-следственным связям, что время нелинейно, что пространство сложнее, чем оно кажется наивному реалисту.

И все же, пребивая в постоянном диалоге с модернистами, двигаясь в их русле, препарируя и обнажая форму, Набоков в то же время парадоксальным образом вернул литературе ее изначальную тайну, магию, выткав изящное покрывало. Здесь сказались не только уроки западного модернизма, но и традиции русской классической школы от Пушкина и Тютчева до Бунина. Набоковские тексты трудно назвать холодными конструкциями. Скорее это органические формы, живые, саморазвивающиеся существа, трепетные бабочки, не сводимые к жанровой игре и всегда уклоняющиеся от однозначного понимания.

Набоков, особенно ранний, «русский», стремился к точности выражения и к плотности, пластичности образа, всегда остается на стороне невыразимого, существующего по ту сторону видимой глазам жизни. Человек и реальность в его прозе неизменно таинственны, странны и непредсказуемы.

Набоковские тексты трудно назвать холодными конструкциями. Скорее это органические формы, живые, саморазвивающиеся существа, трепетные бабочки.

Осмысляя человека, Набоков отрицал популярный в конце XIX века и повсеместно распространившийся в литературе детерминизм, все концепции, согласно которым человек — механический продукт внешних обстоятельств, среды, наследственности, воспитания и прочего. В многих своих романах он решительно атакует детерминизм, например в «Истыни жизни Себастьяна Найт», где он пародийно приводит научное, историко-культурное объяснение своего персонажа, предложенное бездарным профессором-филологом. Рассказчик доводит это объяснение до предела абсурдности и отмечает как чепуховое.

Судьба зачастую присутствует в произведениях Набокова, но гораздо существенное, что набоковский персонаж проживает ее свободно. Обстоятельства тут ничего не решают, и человек в полной мере наделен свободой воли, даже если внешне он как будто бы банален, незначителен, а то и вовсе не герой. Главные персонажи рассказов «Катастрофа», «Совершенство», «Пильгрим» не отличаются масштабностью. Однако они наделены воображением такой силы, что оно способно подобрать обстоятельства и даже победить смерть.

Набоковские персонажи, особенно те, к которым автор явно благоволит, всегда спонтанны, непредсказуемы и открыты новому. Они не сведены к какой-либо формуле или концепции. Понять их, схватить мыслью непросто. В раннем романе Набокова «Король, дама, валет» таким беззаботным предсказуемым вводится бизнесмен Драйер. Его воображение настольное подвижное, настольное живое, что, совершенно не ведая того, помогает ему избежать смерти. Убийцам Драйера не по силам лишить его жизни, потому что они подобным воображением не наделены и мыслят стандартно, планируя убийство в духе разхарченного штампа.

Герои Набокова, подобно своему творцу, ловко уклоняются от всякой примены к ним идеи или схемы и часто выглядят непонятными. Лолита не постыжима для Гумбера, его умствования и вожделения. Пнин, герой одноименного романа, недотепа, современный Дон Кихот, как будто бы прост и понятен рассказчику, но вскоре выясняется, что рассказчик почти ничего в нем не понял и придумал собственный образ. Неповторимость, непостижимость всякого человека нередко порождает мир Набокова разлад между персонажами и приводит их к слепоте в отношении друг друга. Персонажи общаются, размышляют о тех, кто рядом, любят их, ненавидят их, проявляют к ним равнодушие, но, как правило, их не слышат. Так Марк Штадтфус из рассказа «Катастрофа», размышляющий о своей любви к Кларе, не чувствует, что она его не любит, и даже не подозревает, что она ушла к другому. А Драйер (роман «Король, дама, валет»), несмотря на острый ум и природную наблюдательность, не замечает, что любимая им женщина ненавидит его.

Стремясь говорить от своего имени, Набоков не прочь лишний раз на ним посмеяться, обращая свое внимание на сложные механизмы творческого процесса, создавая метароман о том, как пишутся романы и как действуют романные приемы. Подобно модернистам, он всегда держит наготове ключи и протягивает их читателю, однако и в этом его жест угадывается стремление обмануть наши ожидания, продемонтрировать, что текст куда сложнее, чем он может показаться счастливому обладателю ключа. Дело в том, что большинству ключей у него оказываются ложными, открывающими фальшивые двери.

Играя с читателем, Набоков не прочь лишний раз натянуть его на изобилие новых идей и вместе со сложным ключом предложить ему ложный сюжетный ход. Это один из излюбленных приемов писателя, которые он начинает разрабатывать уже в своих русских текстах: «Катастрофа», «Подлецы», «Terra Incognita», «Соглядатаи». То, о чем достоверно повествует рассказчик, является фикцией, иллюзией, сном, бредовым состоянием или намерением ввести собеседника-читателя в заблуждение. Многие рассказчики Набокова, как в ранней, так и в поздней прозе, ненадежны. Полагаясь на них, читатель в какой-то момент должен понять, что его водят за нос, что жизнь куда сложнее, чем её представляют собственные представления.

Игра с читателем происходит в мире Набокова и на уровне слов. Здесь автор «Лолит» до сих пор остается непредвиженным мастером. Игра со словом, игра в слово составляет сущность его текстов. Ненаписанное одним из увлечений Набокова было составление кроссвордов, которые он называл кроссболницами, и игра с кроссвордными заглавиями, которые он называл кроссловицами.

Вам также может понравиться

Поздравления с Днём машиностроителя в 2024 году: идеи для теплых и душевных пожеланий в стихах и прозе

Даосские практики: что это такое и чем они полезны для мужского и женского здоровья

Мужчина проехал более четырех тысяч километров на велосипеде ради воссоединения с женой

Вы Громкойл, Критик или Дотош? 9 Плохих Привычек, Которые Могут Разрушить Отношения

Идеи незабываемых подарков для мамы ко Дню матери

Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей

Будьте в курсе событий! Получайте самые свежие новости прямо на свой почтовый ящик.

    Регистрируясь, вы соглашаетесь с нашими Условиями использования и соглашаетесь с правилами обработки данных, изложенными в нашей Политике конфиденциальности. Вы можете отказаться от подписки в любое время.
    Поделиться новостью
    Twitter Whatsapp Whatsapp Reddit VKontakte Telegram Копировать ссылку Печать
    Поделиться
    Предыдущая статья В «Сити» открылся новый магазин Age of Innocence В «Сити» открылся новый магазин Age of Innocence
    Следующая статья «Зеленые» районы Москвы: где найти самые зеленые места «Зеленые» районы Москвы: где найти самые зеленые места
    Оставить комментарий Оставить комментарий

    Добавить комментарий Отменить ответ

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Мы в сетях

    69.1kFollowersFollow
    136kSubscribersSubscribe
    4.4kFollowersFollow
    23.8kReadersFollow

    Последние новости

    Супруга Роберта Паттинсона предстала в откровенном образе для австралийского издания
    Супруга Роберта Паттинсона предстала в откровенном образе для австралийского издания
    Красота 07.06.2025
    Знаменитая актриса поделилась опытом ремонта в съемной квартире
    Знаменитая актриса поделилась опытом ремонта в съемной квартире
    Недвижимость и дом 07.06.2025
    Исследование показывает преимущества кофе для здорового старения женщин старше 30 лет
    Исследование показывает преимущества кофе для здорового старения женщин старше 30 лет
    Здоровье и фитнес 07.06.2025
    Определена самая модная женская обувь на лето 2025 года
    Определена самая модная женская обувь на лето 2025 года
    Мода 07.06.2025
    //

    Newslive24.ru – ваш надежный источник актуальной информации.

    Подпишитесь на нашу рассылку новостей

      Newslive24Newslive24
      Следуйте за нами
      © 2024 Newslive24.ru. Все новости, которые имеют значение.
      • Главная
      • Новостные рубрики
      • Закладки
      • Контакты
      Go to mobile version
      newslive24.ru newslive24.ru-transparent
      С возвращением!

      Войдите в свою учетную запись

      Имя или email адрес
      Пароль

      Забыли пароль?