Олег Нестерев — о Александре Кнайфеле и пределах невозможного
Герой проекта «РБК Визионеры» Олег Нестерев — о композиторе Александре Кнайфеле, его музыке, которую сегодня стоит слушать каждому, и о том, что будет происходить на Новой сцене Александринского театра 12 июля
Легендарный советский композитор, участник «хренниковской семерки», мистик, математик и «петербуржец по национальности» — Александр Кнайфель стал героем третьей главы в масштабном проекте музыканта и исследователя Олега Нестерова «Три ступени свободы». Ранее в нем выходили «тома» об Альфреде Шнитке (2021) и Олеге Каравайчуке (2023).
Мы поговорили о том, почему так важно слушать музыку Кнайфеля именно сегодня, как работать с открытыми интерпретациями партитурами композитора и о том, что может случиться 12 июля на Новой сцене Александринского театра, когда кнайфелевская «Айнана» впервые прозвучит в родном городе композитора в исполнении оркестра громкоровителей.
Что касается конфликта между физиками и лириками, то — это, конечно, моя трактовка — для Александра Ароновича эти миры удивительным образом сочетаются, перемещаются и во что-то превращаются. Он использует цифру как своеобразный трамплин. Например, он берет имя главной героини фильма «Айнаана» (или название кинофильма, как в случае с «Противостоянием», или «Торпедоносимцем», или «Рафтерти») и описывает его с помощью цифр. Так, в «Айнаане» он считает количество букв А, Й и Н — и получается 3, 1, 2. Дальше он оставляет числовые ряды, в которых перебирает сочетания тройки, единицы и двойки, что ложится в основу всего творческого процесса: сколько будет голосов в пирамиде и какие это будут голоса, какие инструменты, как они будут взаимодействовать и так далее. Но этими Кнайфель не ограничивается. Число для него, повторюсь, представляет собой исключительно трамплин, как иголка в иглукалевании, точка или пунктир, который помогает выпустить музыку.