С наступлением сезона экзаменов в Великобритании многие семьи оказываются окружёнными карточками для запоминания, прошлыми экзаменационными заданиями и неизбежно почёванными ручками. Мои сыновья в настоящее время углублённо готовятся к экзаменам на уровне A и университетским оценкам.
В этот период акцент обычно сделан на том, что знают студенты, насколько эффективна их подготовка и какова их способность усваивать информацию. Однако крайне важно помнить, что мозг студентов всё еще находится в стадии развития. Как нейробиолог, занимающийся развитием мозга подростков, я часто учитываю эти факторы больше, чем мои дети могут понять. Понимание того, как подростковый возраст влияет на экзаменационные результаты, может дать родителям и педагогам лучшие способы поддержки студентов в это сложное время.
Подростковый период часто воспринимается лишь как сложная фаза, отмеченная изменчивостью. Тем не менее, это также фаза, наполненная значительным ростом и потенциалом. Одной из увлекательных характеристик подросткового мозга является его способность адаптироваться в зависимости от опыта. Связи, которые активно используются, укрепляются, в то время как другие отсекаются. Эта адаптация является частью нейропластичности мозга, механизма, позволяющего осуществлять обучение.
Этап высокой нейропластичности предлагает значительные преимущества для студентов, сталкивающихся с экзаменами. При правильных стратегиях молодые люди могут легче усваивать и интегрировать новую информацию, восстанавливаться после неудач и разрывать непродуктивные привычки. Подростковый мозг предназначен не только для поглощения фактов и формул, но также для формирования навыков критического мышления, запоминания и решения проблем, которые будут полезны им долго после экзаменов.
Установка на рост, концепция, популяризируемая психологом Кэрол Дуэк, представляет собой мощный подход, который студенты могут использовать во время подготовки к экзаменам. Эта установка предполагает, что интеллект и способности не являются врождёнными, а могут быть развиты через усилия, стратегическое обучение и принятие ошибок как возможностей для обучения. Эта философия согласуется с пониманием нейропластичности мозга.
Студенты, принимающие установку на рост, как правило, проявляют настойчивость в сложных задачах, исследуют различные методы обучения и рассматривают ошибки как ценные уроки, а не как неудачи. Они понимают, что настойчивость способствует прогрессу, что делает их более склонными уделять время и усилия своим учёбам. Родители и учителя могут способствовать этой установке, акцентируя внимание на процессе обучения, а не на оценках, вознаграждая усердие, поощряя креативное решение проблем и подчеркивая, что мозг может улучшаться с практикой и любопытством, в конечном итоге способствуя более позитивному отношению к подготовке и их потенциалу.
Тем не менее, адаптивность мозга сама по себе не будет достаточной для эффективной подготовки к экзаменам. Успешная подготовка под давлением также требует множества навыков, которые всё еще развиваются у подростков.
Подготовка к экзаменам: Ключевая задача для развивающегося префронтального кортикса
Префронтальный кортикс выполняет функции центра управления мозгом, отвечая за сосредоточение внимания, планирование действий в соответствии с нашими целями и проявление самоконтроля. Этот регион позволяет нам расставлять приоритеты, ориентируясь на долгосрочные цели, управлять эмоциями в стрессовые моменты и игнорировать отвлекающие факторы, когда необходимо заняться иногда утомительными задачами.
Требования к подготовке к экзаменам создают крайне высокую нагрузку на префронтальный кортикс, который всё ещё находится в стадии развития. В подростковом возрасте его связи постепенно усовершенствуются, достигая пика эффективности, пока развитие продолжается до середины-конца двадцатых. Это означает, что подросткам может быть сложнее, чем взрослым, справляться с учебным графиком, сохранять концентрацию и противостоять отвлекающим факторам.
Молодым людям часто требуется поддержка извне. Это включает разбивку обучения на более управляемые сегменты, использование визуальных расписаний и помощь в управлении временем. Кроме того, создание среды, в которой ошибки приемлемы, и поощрение гибкого мышления вместо строгого перфекционизма может быть полезным. Поскольку подростки всё ещё учатся планировать и адаптироваться, важно предоставлять структурированную среду и успокаивающее присутствие в моменты трудностей.
Терпение является ключом — если у них возникают трудности, важно не терять надежду. Освоение эффективных учебных стратегий может занять время. Из личного опыта я понял, что мой подход к обучению окончательно сложился в моем годе обучения к экзаменам, когда я наконец открыл для себя эффективные методы подготовки.
Понимание социальных беспокойств подросткового мозга
Социальный мозг, отвечающий за межличностные взаимодействия, также претерпевает значительное развитие в подростковом возрасте. Одним из заметных выводов из нейробиологии подростков является то, как чувствительно подростковый мозг реагирует на возможности оценки или наблюдения. Даже в отсутствие прямого контроля простая мысль о возможности оценки активирует те же области мозга, которые реагируют на социальную обратную связь и эмоциональную значимость, часто более интенсивно, чем у взрослых.
Этот фактор имеет первостепенное значение во время экзаменов, поскольку стресс не только связан с самими оценками; это также касается социальных последствий их результатов. Для взрослых акцент может показаться академическим, в то время как для подростков социальные восприятия и репутации составляют неотъемлемую часть их опыта. Они часто думают не только о своих оценках, но и о том, как они будут восприняты родителями, педагогами и сверстниками.
Создание эмоционально безопасных пространств так же важно, как и установление академической структуры. Это может включать в себя похвалу усилий, а не оценок, избегание постоянного мониторинга прогресса, поощрение саморазмышления вместо публичных сравнений и укрепление идеи, что самооценка не зависит от результатов. Снижение воспринимаемого риска плохого исхода может облегчить стресс, что, в свою очередь, приведет к лучшим результатам на экзаменах, минимизируя отвлекающие факторы от учебного процесса.
Навигация уровней стресса
Умеренная степень умственной бдительности может улучшить подготовку, повышая сосредоточенность и мотивацию. Однако избыточный стресс, особенно если он сохраняется длительное время, может повысить уровень кортизола. Избыточный кортизол может негативно сказаться на гиппокампе, области мозга, жизненно важной для обучения и памяти.
На подростковый мозг значительно влияет стресс из-за продолжающегося развития префронтального кортикса, который управляет эмоциональной регуляцией. В то же время, амигдала становится чрезвычайно реактивной на эмоциональные стимулы в этот период. Этот разрыв делает стресс ещё более тяжёлым, и его негативные последствия для обучения могут усугубляться.
Цель состоит в том, чтобы поддерживать достаточный уровень бодрствования, чтобы вовлекаться в процесс, не позволяя стрессу мешать производительности. Стратегии управления подготовкой включают разбивку сеансов учёбы на меньшие части, регулярные перерывы и использование методов релаксации для поддержания спокойной концентрации. Не существует универсального средства; это может быть музыка, физические упражнения, разговор или практики осознанности — главное, найти эффективные методы и применять их последовательно.
Важность сна
Сон играет решающую роль в обучении, сохранении памяти и эмоциональном балансе, однако многие подростки сталкиваются с трудностями в получении достаточного отдыха. Мозг остается активным во время сна, обрабатывая и консолидации информацию, усвоенную в течение дня, в долговременное знание и регулируя настроение и когнитивную ясность.
Почему же молодым людям так сложно получить достаточное количество сна? Помимо типичных отвлекающих факторов, таких как смартфоны, биологические изменения во время полового созревания задерживают выделение мелатонина, что влияет на сонливость. Подростки, как правило, чувствуют себя более бодрыми вечером и часто просыпаются позже, чем младшие дети и взрослые, и это изменение общество ещё не успело учесть, поскольку школьные расписания остаются ранними.
Хотя сон до поздна может казаться заманчивым во время подготовки к экзаменам, это может иметь негативные последствия. Переход к раннему экзамену после недели бессонных ночей может привести к снижению результатов. Поощрение подростков к поддержанию регулярного режима сна во время экзаменов может быть полезно для их сосредоточенности и готовности.
Стимулы и вознаграждения
Подростковый мозг имеет повышенную чувствительность к немедленным вознаграждениям, особенно тем, которые эмоционально воздействуют. Задания, которые не предлагают очевидной краткосрочной выгоды, например, обширная подготовка к экзамену, который состоится через недели, могут казаться скучными и пугающими. Это несоответствие между текущими заботами и будущими целями может привести к проблемам с мотивацией. Когда мозг более настроен на настоящие события, трудно расставить приоритеты для долгосрочных целей.
Исследования показывают, что подростки лучше реагируют на вознаграждения за обучение, а не на наказания за недостаточное обучение. Это не означает, что следует давать материальные вознаграждения за каждую учебную сессию, но подразумевает признавать и поощрять их прогресс и усилия. Простой акт признания их упорного труда или помощь в постановке достижимых краткосрочных целей может быть эффективным. Интеграция перерывов с приятными занятиями, такими как спорт, музыка или разговоры, также может служить полезными наградами.
С точки зрения научных исследований эти идеи захватывающи. Как родителю, они дают ценное основание, напоминая мне о том, что то, что кажется disengagement во время экзаменационных периодов, может на самом деле иметь нейроразвивающую основу.
Признание того, что подростки — это не миниатюрные взрослые
Подростки сталкиваются с требовательными академическими ожиданиями, одновременно развивая нейронные структуры, которые поддерживают внимание, регуляцию эмоций, самоконтроль и социальное восприятие. Хотя понимание этих сложностей не упрощает задачи экзаменационного сезона, оно позволяет нам лучше оценить те препятствия, с которыми сталкиваются наши подростки — не только от их курсов, но и от самой архитектуры их развивающегося мозга. Сара-Джейн Блейкмор — профессор психологии и когнитивной нейробиологии в Университете Кембриджа и автор книги «Создавая самих себя: Тайная жизнь подросткового мозга.»