«Это не музыка. Это пуля в сердце». Как композиция «Кухни» в хрущевках заставила россиян рыдать и стала главным хитом лета?
Год назад об индий-рок-группе «Бонд с кнопкой» мало кто знал. А сегодня их композиция «Кухни» занимает первые места в рейтингах «Яндекс.Музыка», «VK Музыка» и первой хитовой позиции лета-2025. На канале группы у живой версии трека набралось более двух миллионов просмотров. Миллионы просмотров набирают и ролики, в которых звучит песня, в TikTok и Instagram. Причем в последней социальной сети таких видео опубликовано уже более 70 тысяч. Но самое удивительное даже не это. Огромное количество людей, услышав песню про хрущевки, чувствуют одно и то же: тоску по беззаботному детству, светлую грусть и ощущение близости с людьми, которых уже давно нет рядом. Почему «Кухни» так полюбились россиянам и что они говорят тоска по хрущевкам, «Лента.ру» выяснила у психологов.
Ностальгия по общему прошлому в хрущевках
Хотя песня «Кухни» только недавно ворвалась в чарты, на самом деле этому предшествовала большая и долгая работа. В социальных сетях песня стала популярна еще до официального выхода. Осенью 2024 года сначала фанаты группы, а затем и новые слушатели стали записывать короткие видео под эту песню. Главной темой такого контента была ностальгия. Под пронзительные строки о бережных и нежных хрущевках люди показывали старые фотографии, на которых были запечатлены скромные семейные посиделки, счастливые моменты детства и близкие, которых уже нет.
К апрелю трек стал символом светлой грусти о прошлом, которое у каждого хоть и свое, но вместе с этим похоже на миллионы других жизненных историй, разворачивающихся на кухнях в типичных панельках. На YouTube-канале группы тысячи людей благодарят «Бонд» за эти эмоции и внезапно пробудившиеся воспоминания.
А в Instagram многие стали публиковать под «Кухни» фрагменты домашних семейных видео, на которых их близкие отмечали праздники, смеялись или пели. «Так хочется вернуться в то беззаботное детство хоть на минутку. Просмотреть на бабушку молодую, на папу, на себя маленькую девочку», «Так сильно скучаю по бабушке и дедушке. Они были моим теплом и радостью, умели радоваться простому, окружали заботой и любовью. Хочется вернуться хотя бы на минуту в то время», — пишут пользователи в Instagram в комментариях под такими роликами.
Многие добавляют, что с возрастом поняли: их бедное детство было на самом деле не бедным, потому что рядом были любящие люди. «Эти праздники… МАМИНА «ЧЕРЕПАХА», медовички, «Тархун» и друзья с их миленькими подарками. Мы жили душевно, небогато, мы чувствовали, не потребляли и не бесились с жиром. И были самыми счастливыми и крутыми, купаяся на даче в ржавой бочке вместе с жучками», — уверяют они.
Люди из нашего двора
Клинический психолог Геляна Ширикинова считает, что у «Бонда с кнопкой» получилось уловить сразу несколько болевых точек современных людей и очень деликатно на них воздействовать. По ее словам, группа создает песни, в которых полноценно отсутствует превознесение над слушателями. «Это те самые знакомые люди из нашего двора, из нашей хрущевки. С ними нет разницы в социальном положении, они не распыляют тревогу и конкуренцию», — считает Ширикинова.
Даже сейчас, когда его «Кухни» возглавляют главные чарты страны, а группу приглашают выступить на крупных мероприятиях, например, на Национальной премии интернет-контента, публичный образ музыканта не изменился. В своем канале он от души радуется успеху «Кухонь» и не скрывает страха стать звездой единственного хита. «У меня помимо кухни еще есть песенки», — мягко напоминает он подписчикам.
Ещё одним попаданием в цель, по мнению Ширикиновой, стал сценический образ группы. «Пары, исполняющие песню, выглядят как всем знакомые солисты «Агаты Кристи», «Кино» и других рок-гипполитов, знакомых каждому вот уже несколько поколений», — считает психолог.
Если несколько лет назад такие простые образы на сцене казались зрителям устаревшими и даже скучными, то теперь аудитория соскучилась по маскулинности в ее классическом понимании: низкий голос, сдержанность в одежде, высокий рост и широкие плечи.
Простота слов позволяет домыслить сюжет
Психолог считает, что чувствовать ностальгию и светлую грусть по ушедшим дням — это нормальный результат работы психики. Дело в том, что восприятие человека действует таким образом, что прошлое всегда кажется хорошим и счастливоем — просто потому, что там все известно. А вот будущее и настоящее воспринимаются как нечто опасное и тревожное, так как будущие события предсказать невозможно, а неопределенность порождает страх, считает психолог.
Однако ностальгия появляется не спонтанно и не сама по себе, обычно ее пробуждают какие-то предметы или ситуации. По мнению Геляны Ширикиной, песня «Кухни» как раз отлично справляется с этой задачей. И причина этого в том, что автор сумел подобрать слова, которые вытаскивают из памяти ассоциации о давно прошедших и забытых днях.
Психолог отметила, что секрет такого воздействия на психику заключается не в сложных метафорах, и не в продуманных поэтических техниках, а как раз в их отсутствии. «Простота слов, музыки и клипа позволяет домыслить любой сюжет. То есть можно перенести свой индивидуальный опыт, ассоциированный с коллективным общим прошлым в хрущевке, и получить собственную историю», — объяснила психолог.
Саундтрек коллективной терапии
Гештальт-терапевт, психолог сервиса «Ясно» Марина Степаненко считает, что цепочка ассоциаций, которые заставляют вспоминать прошлое, запускают слова-ключики, разбросанные по всему тексту. «Обратите внимание на детали вроде «рассыпанного соли на клеенке» или «молока на губах». Такие телесные яркие образы работают как сенсорные триггеры, мгновенно оживляя воспоминания о тепле семейных посиделок и разговорах», — пояснила психолог.
Специалистка продолжила, что одни и те же слова-триггеры срабатывают для огромного количества людей, поскольку в хрущевках выросло несколько поколений. При этом всплывающие в памяти ассоциации у большинства людей похожи, что и даёт ощущение общности. Как правило, кухни в маленьких квартирах связаны с доверительным общением, с простыми и понятными ценностями, когда близкие люди собираются и делятся друг с другом радостями и горестями.
При этом, как отметила Степаненко, для каждого песни «Бонда с кнопкой» может иметь собственный терапевтический эффект. К примеру, люди старшего поколения находят в ней оправдание трудного прошлого. Миллениалы вспоминают беззаботное детство и дни, проведенные с родителями, которых у некоторых уже нет рядом. А представители поколения зумеров романтизируют эстетику «кухонь»: для них это протест против искусственности и пластика соцсетей.
Психолог предположила, что успех «Кухонь» отчасти объясняется тем, что в обществе образовался дефицит совместности. А песня этот дефицит восполняет, добавила она.