Гаджеты с пеленок: влияние технологий на развитие речи у детей

Фото: Shutterstock.
Новые исследования показывают, что современные технологии могут способствовать задержке речевого развития у детей. Если малыши проводят время перед экраном гаджета, у них могут возникнуть сложности с пониманием эмоций (как своих, так и других людей), трудности с концентрацией и вниманием. Также имеется риск формирования зависимости от устройств. Как нам наладить жизнь ребенка в цифровом окружении и вне его, рассказала Юлия Токарчук, психолог, научный сотрудник Центра междисциплинарных исследований современного детства МГППУ.
— Жизнь в современном мире уже невозможно представить без смартфонов, планшетов, умных колонок, ноутбуков и других гаджетов, — говорит Юлия Токарчук. — Многочисленные опросы показывают, что возраст знакомство детей с гаджетами все больше снижается, а современные дошкольники – это уже активные пользователи цифровых устройств. И несмотря на то, что смотреть мультфильмы детям хорошо начинать после 3-х лет, оказывается, что уже в раннем возрасте дети «залипают» в гаджет.
СЕКРЕТ ЗАЛИПАТЕЛЬНЫХ МУЛЬТИКОВ
Яркие картинки и частая смена кадра – вот секрет завораживающего эффекта мультфильмов. Как это сказывается на развитии речи? При просмотре мультфильма ребенку ничего не нужно говорить, ему не надо отвечать ни на какие вопросы.
— Внимание ребенка за просмотром мультфильмов – непрерывное. То есть ему не нужно сосредотачиваться и концентрироваться, он находится в пассивном состоянии. А вот когда мама, папа, взрослый человек разговаривает с ребенком, то он начинает проговаривать слова, повторять их несколько раз, объяснять их значение. И это очень важный момент для развития речи ребенка и того, как малыш произносит звуки, — говорит Юлия Токарчук.
Кроме того, неограниченное «экранное время» может стать причиной низкого словарного запаса. Общаясь со взрослыми, малыш учится понимать и «кто я такой, и что я чувствую в общении с другими людьми».
ОФЛАЙН КАКОЙ-ТО БЛЕКЛЫЙ
У маленьких детей очень быстро формируется так называемая «зависимость от видеорядов», говорит наш эксперт, а это приводит к тому, что малышу хочется быть у экрана все дольше. Внешний мир, реальный, ему как будто интереснее меньше.
— Поэтому, если детям отказывают в просмотре мультфильмов или игре в цифровые устройства, они начинают капризничать, требовать и плакать. Яркие образы вызывают у детей сильные эмоциональные реакции удивления, восторга, которые сложно добиться в обычной жизни, — говорит Юлия Токарчук. — Это может приводить к переобуждению нервной системы. Так что, дети «проглатывают» все яркое и мельчающее и не могут сами контролировать этот процесс, не могут от экрана оторваться, а хочется – все больше у экрана быть.
А КОГДА РЕБЕНКУ ГАДЖЕТ – ДРУГ?
Недавнее исследование российских ученых показало, что цифровые аналоги настольных игр хорошо помогают с развитием долговременной и кратковременной памяти у дошкольняшек, даже лучше, чем традиционные настольные игры.
Среди полезных приложений для дошкольняшек можно посмотреть «Пазл танграма: Игра полиграмма», «4 в ряд — Настольная игра» и т.д.
Важно, чтобы ребенок не оставался наедине с гаджетами, а взрослый либо включался в игру, либо помогал при необходимости.
ПРИЗНАКИ ТОГО, ЧТО РЕБЕНОК В ПЛЕНУ У ГАДЖЕТА
— «Синдром отмены». Если мама и папа ограничивают использование цифровых устройств, у ребенка могут возникать такие симптомы как тревога, раздражительность, апатия, агрессивное поведение.
— Ребенок тонет в гаджете и интернете.
Он не контролирует время, которое проводит перед цифровым устройством.
+ Хорошая практика в этом случае – поставить лимиты на «экранное время», чтобы сам гаджет отключался.
+ Еще один полезный лайфхак для здоровых отношений с гаджетом – границы для всей семьи. Это могут быть самые простые семейные правила «пространства и времени», при условии, что все члены семьи будут их соблюдать. Например, «нельзя использовать гаджеты в время завтрака/обеда/ужина» или «использовать гаджеты в кровати/ванной комнате не разрешается».
ЖИЗНЬ ONLIFE
Мы, по сути, живем в смешанной реальности, где переплетено оффлайновое и цифровое. И наши дети уже с пеленок – тоже. Для описания этой эклектики даже возник новый термин «Onlife» — где сочетаются online — включенный, в сети и life — жизнь.
Новая задача взрослого – сопровождать ребенка в процессе его знакомства с цифровыми устройствами, обучать «цифровой грамотности» и «цифровой гигиене».
— Если мы говорим об альтернативах, которые можно предложить взамен использования цифровых устройств, то ей может стать творческая деятельность: рисование, лепка из пластилина/глины, разукрашивание, различные поделки. Полезно и увлекательно будет и совместное чтение художественной и познавательной литературы, и очень важная часть — обсуждение прочитанного, — говорит Юлия Токарчук. – В копилку занятый вне сети и гаджета пойдут и различные настольные игры, объединяющие всех членов семьи. И, конечно, ничего не заметить времени вместе, совместные занятия спортом, да и просто прогулки и разговоры по душам.
ПРАВИЛА ЗДОРОВОЙ ЦИФРОВОЙ ЖИЗНИ
— Всемирная организация здравоохранения не рекомендует использовать цифровые устройства детям до 2-х лет.
— В раннем возрасте (с 2-х до 4-х лет) количество «экранного времени» не должно превышать одного часа в день.
— Одна из основных рекомендаций – сказать «нет» гаджету перед сном, чтобы не перевозбуждать нервную систему ребенка и не нарушать цикл сна-бодрствования.
ВОПРОС РЕБЕРОМ
Может, убрать подальше планшет, да и все дела?
— Исследователи в области детства приходят к выводам, что для каждого возраста существует оптимальное количество «экранного времени», но это важная часть в развитии современных детей, — говорит Юлия Токарчук. — Содержании игр и общения современных детей во многом основано на окружающих их медиаконтента. Если же мы исключаем ребенка из этого информационного поля, мы ограничиваем его возможности общения и взаимодействия с миром.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Как научить ребенка правильно использовать гаджеты
Советы родителям детей разного возраста от специалиста по геймификации (подробно)
Дети и гаджеты: нужны ли школьникам смартфоны
Сегодня гаджеты стали неотъемлемой частью повседневной жизни не только взрослых, но и детей (подробно)
СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ
Может подкараулирует каждого: почему инсульт уже не считается болезнью пожилых (подробно)