Джон Уинник, 72 года, поделился своим опытом: «Когда началась атака, я был в Германии и не пропустил ни одного дня на работе за последние 30 лет.» Его первое отсутствие не было связано с проблемами в поездках или болезнью, а вызвано изнурительным артритом.
Уинник описал свое состояние, сказав: «Я не мог на самом деле встать с постели; дело было так плохо. Я почти полностью потерял движение в правой ноге от колена вверх … но боль была просто невыносимой. Это было ужасно.»
Столкнувшись с шокирующим ожиданием в 65 недель на необходимую операцию по замене бедра по линии NHS, Уинник решил обратиться за частным лечением, отправившись в Литву для процедуры в клинику Nordorthopaedics.
Недавний анализ Фонда здравоохранения показал, что количество частных операций по замене бедра почти удвоилось, увеличившись с 17,000 в 2019 году до 30,000 в 2022 году.
Дальнейшие исследования Nuffield Trust указали, что с 2021 по 2022 год 25% операций по замене бедра и колена финансировались частным образом.
Этот рост числа частных процедур связан с растущими периодами ожидания для лечения по линии NHS. До 2020 года среднее время ожидания операций по замене бедра в Англии составляло приблизительно 87 дней, но эта цифра возросла до около 180 дней в тот же год. После пандемии средние сроки стабилизировались около 128 дней, что почти на 50% дольше, чем до этого.
Дебора Олсина MBE, генеральный директор Versus Arthritis, прокомментировала тенденцию пациентов, таких как Уинник, искать лечение за границей, сославшись на длительные сроки ожидания операций по замене бедра и колена в NHS.
Она подчеркнула: «Люди с артритом испытывают на себе все тяготы этих задержек. Многие вынуждены прекращать работу или останавливать свою жизнь из-за боли. Другие прибегают к своим сбережениям для частного лечения, а все большее число отправляется за границу за более дешевыми вариантами, что может представлять более высокие риски. Те, кто не имеет такой возможности, сталкиваются с длительными ожиданиями, что усугубляет неравенство в здравоохранении.»
В США наблюдается тенденция, что молодые пациенты проходят операции по замене бедра и колена, но в Великобритании средний возраст пациентов NHS по замене бедра остается стабильным. В настоящее время он составляет 73 года, по сравнению с 72 годами в 2014 году.
Тяга к частному обслуживанию не ограничивается заменой бедра. Данные Nuffield Trust показывают, что с сентября 2019 года по сентябрь 2023 года общее количество частных процедур увеличилось на треть, вызывая опасения относительно возможного разделения в системе здравоохранения Великобритании.
Джош Кит, заместитель директора аналитики данных в Фонде здравоохранения, отметил: «С 2019 по 2022 год количество частных операций по замене бедра удвоилось. Однако почти 75% таких процедур по-прежнему финансируются NHS.»
Он также добавил: «Хотя есть опасения по поводу двухуровневой системы здравоохранения, наш анализ показывает, что частное здравоохранение составило лишь около 8% от всех плановых стационарных услуг в Англии в 2022/23 году.»
Уинник столкнулся с расходами на операцию, превышающими 5,000 фунтов стерлингов. Он надеялся воспользоваться финансированием S2, которое позволяет финансировать определенные операции в Европе через NHS, однако после Brexit операции по замене бедра больше не подлежат этой поддержке. После операции в мае Уинник почти полностью восстановился, хотя справлялся с небольшим тромбом, который задержал его реабилитацию.
Если бы он ждал операции по линии NHS, он, вероятно, пропустил бы сентябрь, свой самый загруженный рабочий сезон.
Будучи фрилансером, он сказал: «Проблема заключалась в том, что если бы они вдруг позвонили, чтобы записать меня на сентябрь, а я не смог бы согласиться, они бы отменили и отложили меня обратно в списке ожидания. Я не мог ждать больше года, так как боль была невыносимой.»
Рэйчел Пауэр, генеральный директор Ассоциации пациентов, согласилась с оценкой Фонда здравоохранения, выразив тревогу по поводу того, что все больше пациентов выбирает частное лечение, подчеркивая критические проблемы равного доступа к здравоохранению. Она отметила, что снижение удовлетворенности NHS очевидно, так как некоторые пациенты чувствуют себя вынужденными платить за жизненно важные операции из-за длительных сроков ожидания.
НHS ответила, подтвердив, что их сотрудники работают усердно в условиях рекордного спроса. Они отметили снижение на 15% времени ожидания более года с ноября прошлого года, но признали, что значительные улучшения все еще необходимы.
Они также упомянули, что хирургические хабы, которые занимаются плановыми процедурами, помогают сокращать длительные сроки ожидания.