Миранда Сойер размышляет о модных трендах 1990-х в музыкальной культуре

8 мин на чтение

Недавно я наткнулась на несколько ностальгических фотографий своей молодости. На одном снимке я иду по пригородной улице в черном безрукавном топе и спортивных штанах Adidas, выставив знак мира. На другом изображении я в белой футболке, с озорной улыбкой, как Сид Джеймс из фильма «Carry On». Хотя ни одно из изображений не кажется особенно притягательным, оба они запечатлели неоспоримую сущность 1990-х.

Первая фотография, вероятно, сделана в начале десятилетия, в то время как вторая относится к 1995 или 1996 году, о чем свидетельствует мой подмигивающий жест — характерный для 90-х знак. Подмигивание, озорной усмешка и знак V были популярными выражениями той эпохи, часто сопровождаемыми теми стильными танцами, когда человек сгибал колени и держал руки на уровне бедер, плавно покачиваясь, как будто полируя кофейный столик.

Мода 1990-х, особенно в ее ранние годы, как будто заимствовала элементы спортивной формы: представьте себе кроссовки Adidas или Palladium, футболки, впитывающие пот, и спортивные брюки или куртки. Худи занимали видное место. В отличие от американского спортивного стиля, если только ты не родом из Западного Лондона или не следовал хип-хоп культуре, наша одежда отражала британские спортивные влияния. Это было иронично, учитывая, что многим из нас больше нравились долгие сессии курения и ночные танцы, чем фактические физические упражнения. Бунтарская мода на переосмысленный стиль физкультуры была ответом на устрашающих учителей физкультуры, заставлявших нас терпеть кроссы.

Тем не менее, в своих корнях, модные предпочтения были во многом под влиянием зарождающейся музыки acid house.

Хотя культура рейва возникла в конце 1980-х, ее влияние продлилось в следующем десятилетии, перерабатывая ночную жизнь и модные choix. Прежде чем рейв завоевал популярность, поклонники инди-музыки — как мужчины, так и женщины — часто выбирали 501-х, Dr Martens, мужские рубашки и стрижки с короткими боками, обычно у барберов, взимающих скромные цены. Я помню, как использовала металлозубчатую расчёску, чтобы укладывать волосы перед тем, как выйти на танцпол. Мы посещали маленькие заведения с именами вроде «Берлин», отступая, когда звучали мелодии The Sisters of Mercy, чтобы уступить место готам с их характерными танцами.

До появления acid house большие клубы, такие как Haçienda, часто были слабо заполнены, наполненные угрюмыми ценителями Smiths, курящими и потягивающими Red Stripe в огромных пальто отцов. Я отчетливо помню, как танцевала в одиночестве в Haçienda, покачиваясь под «Every Conversation» группы June Brides в клубе Темперанс, который вел Дэйв Хаслам.

К 1990 году танцполы превратились в яркие пространства, полные тел. Культура рейва слилась с Madchester, привлекая инди-детей в ночную жизнь, фактически обозначая сдвиг. Брюки стали шире, футболки сменились на с длинными рукавами, а прически эволюционировали в «занавески». Мне понравился этот тренд за его расслабленный эстетический подход к одежде — каждый олицетворял карикатурную версию Шагги из «Скуби-Ду». Андрогиния процветала в этот период. В то время как некоторые женщины надевали обтягивающие велоодежды, большинство предпочитали комфорт комбинезонов и джинсов; замечалось преобладание экстравагантных свитеров. Интересно, что acid house смогла объединить инди- и футбольную субкультуры, которые зачастую по своей природе противопоставляли друг другу. Мои друзья танцевали под звуки Roland TB-303, отбрасывая свои журналы NME, чтобы полностью погрузиться в рейв-культ.

Когда образовалась Oasis, Ноэль Галлахер стремился создать гимны, которые отражали бы объединяющую энергию рейв-культуры, что ясно прослеживается в треке «Columbia» из их дебютного альбома «Definitely Maybe».

На протяжении 1990-х модные предпочтения глубоко переплетались с музыкальными вкусами. Вопреки распространенному мнению, не Марк Джейкобс в Perry Ellis в 1993 году изобрел стиль гранж — его популяризировала группа Nirvana. Культурный обмен между музыкой и модой был сложным, причем высокая мода часто черпала вдохновение из стрит-стиля. После «Fools Gold» группы The Stone Roses, Nirvana выпустила «Nevermind», закрепив гранж-движение и его характерные эстетические черты: мальчики с длинными волосами в рубашках лесорубов и рваных джинсах, а девочки приняли ночные платья от Кортни Лав, стремясь найти баланс между бунтом и индивидуальностью. Эта эстетика сохранилась и вновь появилась в современной моде как знак контркультуры.

Тем не менее, тренды эволюционируют: Britpop возник как противовес ленивости гранжа и его американским корням. В 1993 году группа Blur намеренно продемонстрировала два различных образа для своего альбома «Modern Life Is Rubbish». Первый, обозначенный как British Image 2, показывал их в пиджаках с гладко зачесанными волосами, наслаждающихся чаем; контрастный British Image 1 продемонстрировал их в джинсах и пиджаках, рядом с мастифом, что иллюстрировало игривый намек на британскую культуру и национализм. Эта смесь черпала вдохновение из тех влияний, которые мы ценили, таких как The Specials и «Quadrophenia», отражая как ностальгический, так и современный настрой. Наша одежда включала в себя Fred Perrys с Gazelles и спортивные куртки, в сочетании с прямыми, мешковатыми джинсами, завершая образ обувью Dr. Martens или элегантной.

К середине 1990-х в наш стиль стали проникать модные влияния, частично благодаря фильму «Quadrophenia» и возрождению музыки Пола Уэллера. Эта мода модной эстетики была легко доступна через магазины военной формы и секонд-хенды, полные винтажных искусственных мехов и обтягивающих костюмов. Хотя сегодня цены на винтаж стали пугающими, я всё ещё нахожу радость в поиске уникальных вещей в магазинах секонд-хенд.

Поклонники Pulp, вместе с самой группой, приняли отличительный стиль jumble-sale chic, который отражал модный вид 1960-х с узкими костюмами, ботинками go-go и эклектичными аксессуарами — от игривых зажигалок до причудливых ручек, загорающихся при нажатии. Со временем стили переплели с модной культурой, совпадая с китчевым возвращением ночной жизни 1960-х в клубы.

Elastica упростила повседневную одежду для этой эпохи. Для нас, кто тяготел к мальчишеской эстетике, Elastica стали освежающим подходом. Жюстин Фришман заметила: «Девушка, которая выглядит как мальчик, — это выбор умного парня,» и это резонировало с многими, кто предпочитает удобство свободной одежды. Обычно это означало мешковатые джинсы, безрукавки, кожаные куртки и прочные ботинки. Я нашла два кожаных бомбера на блошиных рынках во Франции, которые до сих пор берегу и ношу сегодня.

Хотя многочисленные тренды мерцали и исчезали в 1990-х — тонкие брови, хвостики у взрослых женщин, низкие брюки — многие из них склонялись к более мейнстримным стилям, принятым такими группами, как Spice Girls. Тем не менее, суть остается живой; недавно я заметила, как моя 13-летняя дочь одевается в низкие мешковатые джинсы, футболку с логотипом группы, Adidas Superstars и прическу с пробором по центру, дополненную бумбэгом через плечо, напомнив мне о том захватывающем волнении ностальгии.

Uncommon People от Миранды Сойер (John Murray £25).

Поделиться новостью
Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Exit mobile version