В возрасте 92 лет большинство художников уже отошли от своих творческих pursuits, но не Ольга де Амарал. В отличие от многих девяностолетних, она продолжает создавать потрясающие произведения искусства и с удивительной легкостью участвовать в интервью, общаясь по Zoom из офиса своей дочери в Боготе. С её элегантным пучком белых волос, стильным синим жакетом и большими круглыми очками она излучает живую энергетику, напоминая Ирис Апфел в арт-мире Южной Америки.
Ольга абсолютно уверена в своей идентичности и сущности своего искусства. Она откровенно выражает безразличие к общественному мнению, утверждая, что её мотивация не связана с возможностями выставок или продажей, несмотря на то, что одно из её произведений недавно было продано за почти 700 000 долларов на Sotheby’s. Акт ткачества, завязывания узлов и скульптуры из различных волокон, включая лен, хлопок и конский волос, вплетён в саму ткань её бытия. Для неё, если она не занимается созданием искусства, она ощущает разрыв с самой жизнью.
Её жизнь всегда была связана с текстилем, на который оказали влияние детские воспоминания о рынках, полных ярких тканей. Ольга вспоминает, как наблюдала восхищение своей матерью красивыми одеялами и материалами, что вдохновило её глубокое восприятие текстильного искусства. Шерсть была её первой средой, в которой она исследовала ткачество и формирование, прежде чем погрузиться в конский волос из-за его обильного присутствия вокруг. Её ранние работы черпали вдохновение из природы — гор, лесов и животных, прежде чем её художественное видение расширилось в престижной Академии искусств Кранбрук в Мичигане, где она изучала трёхмерное текстильное искусство.
К 1960-м годам Ольга де Амарал уже приобрела признание как ведущая фигура среди новаторских художников-текстилистов, таких как Шейла Хикс и Магдалена Абаканович, помогая утвердить модернистское текстильное искусство. Эта форма часто интегрируется в архитектуру и инсталляции, бросая вызов традиционным ожиданиям висячих произведений искусства.
Её выставка в Фондишн Картье в Париже демонстрирует 90 её работ, которые в основном характеризуются абстрактными и графическими дизайнами. Среди них яркие голубые нити, каскадующиеся как дождевой поток, формы, покрытые золотой краской, и сложные дизайны, объединяющие богатые цвета и текстуры, создающие трёхмерный эффект.
Среди её знаменитых работ — сложные произведения, в которых используется золотая фольга, где она искусно вплетает и декорирует с помощью золота на гесо. В результате получаются произведения искусства от больших ярко-синих висячих изделий до современных белых структур, каждая из которых изящно украшена золотом, демонстрируя её характерный стиль.
Цвет играет ключевую роль в её творениях, сильно влияя на них пейзаж колумбийской деревни. Ольга вспоминает, как деревни, которые она посещала, имели потрясающие белые и синие дома, цвета которых были неотъемлемой частью её ранних работ. Тем не менее, её глубокая привязанность к золоту возникла естественным образом с течением времени — отражая его красоту, тепло и культурное значение, глубоко укоренившееся в богатой истории Колумбии и местном искусстве.
Её мастерство с золотом было вдохновлено её подругой Люси Ри, которая прекрасно использовала золото в своих керамических работах. Следуя этому вдохновению, Ольга начала покрывать свои плетёные квадраты гесо и золотой фольгой, что является тщательным процессом, требующим как навыков, так и специальных инструментов из-за деликатного характера материала.
Постепенно её работы приобрели международное признание, представляясь в значимых галереях по всему миру. С 1960-х годов ведущие учреждения, включая Тейт Модерн, Музей современного искусства (MoMA) и Музей современного искусства города Парижа, выставляют её новаторское текстильное искусство.
Несмотря на свои достижения, она размышляет о том, что до сих пор отсутствует крупная ретроспектива в Европе, приписывая это неопределённости. Однако она испытывает радость от того, что её работа получила признание, заявляя: «Это замечательно, что она в Париже — не потому, что мне нужно быть отмеченной, а потому что я люблю свою работу. Признание отдано самому искусству».
Ольга описывает создание искусства как свою величайшую любовь и выражает желание, чтобы другие почувствовали такую же страсть. Ей радостно, что текстильное искусство развилось из стереотипа, ассоциируемого с женщинами, в глобально признанную и гендерно нейтральную форму искусства.
Тем не менее, она выражает лёгкую печаль по поводу возможности не стать свидетелем значительной ретроспективы своей работы. Путешествие из Боготы в Париж сейчас представляет собой вызов для неё, поскольку она оценивает свои силы в сравнении с логистикой поездки. «Хотя у меня есть энергия для работы — потому что работы — мои лучшие друзья — могу ли я сесть в самолёт? Я не уверена. Посмотрим», — размышляет она.
Ретроспектива Ольги де Амарал сейчас представлена в Фондишн Картье для современного искусства в Париже и будет проходить до марта 2025 года, включая публикацию о её работах.