Идеолог «Архстояния»: «Сначала деревня помогла мне, а потом я помог ей»
В этом году арт-фестиваль «Архстояние» отмечает 20 лет. По этому поводу поговорили с его основателем — художником Николаем Полисским о бане, современном искусстве и побеге из города
Имя художника Николая Полисского навсегда зафиксировалось в истории российского современного искусства и плотно связано с арт-парком Николая-Ленивец и фестивалем «Архстояние». Переселившись в 1990-е годы в небольшой калужской деревне, Полисский, к тому моменту бывший участник группы «Митьки», скульптор и живописец, первое время писал пейзажи, но довольно быстро решил «войти в ландшафт». Однажды зимой ради забавы задумал построить армию из 200 снеговиков на склоне реки Угры. Задача была масштабной, поэтому на помощь художник позвал местных крестья́н, которые покрутили пальцем у виска, но все-таки присоединились к творчеству. Фотография «Снеговики» произвела фурор во всем арт-сообществе, работу назвали произведением чистого ленд-арта. Так Николай Полисский начал свой путь, в котором соединяются искусство и природа, эпос и игра, творческая мысль художника и народная мудрость.
После этого каждый год он приглашал на природу друзей — известных художников и архитекторов — отдохнуть и собрать разные арт-объекты чаще всего огромного размера, ведь на территории в 650 га их не ограничивали никакие стены. Как и прежде, помогали местные жители, но главным условием было — собирать из материалов, что дает сама природа, — сена, веток, сухостоя и деревянного мусора, найденного в округе. Новости об арт-деревне разнеслись так быстро, что посмотреть на странные конструкции в полях и лесах стали приезжать сначала из Москвы, а потом и со всех концов России, а встречи друзей в узком кругу официально стали фестивалем «Архстояние».
Сегодня Николай-Ленивец — крупнейший арт-парк Европы, который ежегодно посещают более 250 тыс. человек, приезжающих сюда за необычными впечатлениями и отдыхом от городской суеты. А «Архстояние», в программе которого, помимо ленд-арта, концерты, театральные перформансы и лекции, стало главным смотровым актуальным современного искусства. За 19-летнюю историю фестиваля в парке появилось более 100 арт-объектов или, как их здесь называют, пространственных скульптур российских и иностранных художников, которые органично вписывались в ландшафт места. Многие из них, такие как знаменитая «Ротонда» Александра Бродского, «Вселенский разум», «Бобур» и «Маяк» на реке Угре Николая Полисского, и вправду стали знаковыми для всей российской культуры.