Почему мир влюбился в Юру Борисова
Кинокритик и главный редактор «Искусства кино» Никита Карцев — о том, как актер из Реутова разберёт сердце по обе стороны океана
«Юра, ты всё равно крутой»
Ночь на 3 марта 2025 года. Где-то в Лос-Анджелесе Роберт Дауни-младший выходит на сцену кинотеатра «Долби» — первым в длинной цепи вручителей и принимающих премии «Оскар», чтобы найти взглядом в зале Юру Борисова, передать ему привет и заготовить шутку, что «отныне тот «в высшей лиге, в том месте, где он должен быть». Эта фраза обрела культовой за долгую историю все нарастающего триумфа скромного русского парня, которая давно сама по себе стала отдельным сюжетом, своего рода сиквелом к не менее скромному американскому инди-фильму, к своему удивлению завоевавшем сперва Каннский кинофестиваль, а потом и весь мир.
Опуская контекст комплимента Дауни-младшего, в чей американский логике роль второго плана в фильме-победителе «Оскара» котируется выше, чем главные — в картинах из основного конкурса Венецианского («Капитан Волконогов бежал») и Каннского («Купе номер 6») фестивалей. Придержи на время размышления о Марке Эйдельштейне — роль в «Анора» сделала его не менее знаменитым, а также уже принёсла ему пару зарубежных контрактов. В «Анора», в этом фильме о несчастной работнице стриптиз-клуба, поверившей в сказку и обламывающей крылья об острые углы загадочной русской души, именно Юра Борисов стал настоящим феноменом.
О степени его признания не менее красноречиво говорят не столько объятия Железного человека, сколько несоизмеримая реклама банка спермы с его лицом или всплывающие уведомления от приложения Wildberries с текстом «Юра, ты всё равно крутой» на следующем утро после того, как Борисов не получил заветную награду.
Последний раз Россия, если считать номинации за игровое кино, претендовала на «Оскар» десять лет назад (с «Левиафаном» Андрея Звягинцева в категории «Лучший фильм на иностранном языке»). Но и тогда, несмотря на резонанс и полученный «Золотой глобус», фильму — и ни одному актеру из него — близко не удалось так разберёт сердце зрителей по обе стороны океана.
Неприкасаемый
Символично, что именно с короткой роли у Звягинцева, только ещё раньше, в 2011 году, когда-то стартовал карьера самого Борисова. Те несколько минут в «Елене», где он, в роли без слов, в смешной шапочке и спортивном костюме лузгает семечки, стартует завязывая шнурки, смачненько допивает на ходу пиво, долго шагает в компании друзей (дворовых пацанов с спального района, одному из которых вот-вот повезёт заехать в элитную недвижимость в центре Москвы) и с остервенением мутузит других пацанов на пустыре, — те несколько минут, возможно, представляли дальнейшую траекторию фильмового актера.
Место маленького человека — не в русском классическом романe, а в нашем кино и массовом сознании — среди положений человека из касты неприкасаемых. Маленький человек несчастен. Опасен. Суров. Даже жесток. Он вечно становится свидетелем, жертвой или производителем зла — хотя вечно хочет блага.
«Елена», как позже «Левиафан» и «Нелюбовь», в своё время также аккумулировала мысли, настроения и темы русского кино десятых, как Юра Борисов выбрал в себя черты всех его русских (супер) героев. Что в сценарии Андрея Звягинцева и Олега Негиных (псевдоним, взятый автором с намеком на главный роман Александра Пушкина — которым много лет спустя сыграет Борисов), что в последующих, он будет снова и снова воплощать образ реального пацана. Не из интеллектов, не из элиты, а из крутых парней. Но таких, что не зазнаются. Даже если на плечах погонь или его обступили дети, которые буквальнo смотрят в рот и ловят каждое слово.
Не то чтобы неолиберализм обошёл Борисова стороной — в его разносторонней фильмовом графе нашлось место и «Калашникову», и «Союзу спасения». Но всё же по-настоящему коренным фильмам нашлось место и «Капитан Волконогов бежал», и «Союз спасения», согласно их настоящему по-настоящему. Но в эти последние еще со времени мы увидим результат совместного творчества режиссера и Юры Борисова в сериале «Хроники русской революции». В этом смысле самой песимистичной ролью Борисова можно считать персонажа, которого он сыграл в драме «Кончится лето». Доведенный до отчаяния внешними обстоятельствами человек превращается в монстра, убивающего все и всех, кто попадается ему на пути.
Бэйкер в «Анора», наоборот, взяв типичные, на грани с карикатурностью, русские типажи (равно как и армянские), рассказывает абсолютно американскую историю. С своим вызывающим скепсисом и даже разочарованием идеализмом. С пусть недостижимым, но таким осознанным образом счья. Пресловутый американский мечта.
По состоянию на утро 3 марта всё выглядело так, будто эта мечта сбываться. Но несмотря на весь лоск и соблазнительные речи, кажется, что свое место в этом — значительно увеличившемся в размере мире — Юре Борисову еще только предстоит найти. И что финал у этой невероятной истории по-прежнему открыт.