Почему мир влюбился в Юру Борисова

6 мин на чтение

Почему мир влюбился в Юру Борисова

Кинокритик и главный редактор «Искусства кино» Никита Карцев — о том, как актер из Реутова разберёт сердце по обе стороны океана

«Юра, ты всё равно крутой»

Ночь на 3 марта 2025 года. Где-то в Лос-Анджелесе Роберт Дауни-младший выходит на сцену кинотеатра «Долби» — первым в длинной цепи вручителей и принимающих премии «Оскар», чтобы найти взглядом в зале Юру Борисова, передать ему привет и заготовить шутку, что «отныне тот «в высшей лиге, в том месте, где он должен быть». Эта фраза обрела культовой за долгую историю все нарастающего триумфа скромного русского парня, которая давно сама по себе стала отдельным сюжетом, своего рода сиквелом к не менее скромному американскому инди-фильму, к своему удивлению завоевавшем сперва Каннский кинофестиваль, а потом и весь мир.

Опуская контекст комплимента Дауни-младшего, в чей американский логике роль второго плана в фильме-победителе «Оскара» котируется выше, чем главные — в картинах из основного конкурса Венецианского («Капитан Волконогов бежал») и Каннского («Купе номер 6») фестивалей. Придержи на время размышления о Марке Эйдельштейне — роль в «Анора» сделала его не менее знаменитым, а также уже принёсла ему пару зарубежных контрактов. В «Анора», в этом фильме о несчастной работнице стриптиз-клуба, поверившей в сказку и обламывающей крылья об острые углы загадочной русской души, именно Юра Борисов стал настоящим феноменом.

О степени его признания не менее красноречиво говорят не столько объятия Железного человека, сколько несоизмеримая реклама банка спермы с его лицом или всплывающие уведомления от приложения Wildberries с текстом «Юра, ты всё равно крутой» на следующем утро после того, как Борисов не получил заветную награду.

Роберт Дауни-младший объявляет победителя в номинации Лучший актер второго плана на церемонии Оскар 2025

Последний раз Россия, если считать номинации за игровое кино, претендовала на «Оскар» десять лет назад (с «Левиафаном» Андрея Звягинцева в категории «Лучший фильм на иностранном языке»). Но и тогда, несмотря на резонанс и полученный «Золотой глобус», фильму — и ни одному актеру из него — близко не удалось так разберёт сердце зрителей по обе стороны океана.

Неприкасаемый

Символично, что именно с короткой роли у Звягинцева, только ещё раньше, в 2011 году, когда-то стартовал карьера самого Борисова. Те несколько минут в «Елене», где он, в роли без слов, в смешной шапочке и спортивном костюме лузгает семечки, стартует завязывая шнурки, смачненько допивает на ходу пиво, долго шагает в компании друзей (дворовых пацанов с спального района, одному из которых вот-вот повезёт заехать в элитную недвижимость в центре Москвы) и с остервенением мутузит других пацанов на пустыре, — те несколько минут, возможно, представляли дальнейшую траекторию фильмового актера.

Место маленького человека — не в русском классическом романe, а в нашем кино и массовом сознании — среди положений человека из касты неприкасаемых. Маленький человек несчастен. Опасен. Суров. Даже жесток. Он вечно становится свидетелем, жертвой или производителем зла — хотя вечно хочет блага.

«Елена», как позже «Левиафан» и «Нелюбовь», в своё время также аккумулировала мысли, настроения и темы русского кино десятых, как Юра Борисов выбрал в себя черты всех его русских (супер) героев. Что в сценарии Андрея Звягинцева и Олега Негиных (псевдоним, взятый автором с намеком на главный роман Александра Пушкина — которым много лет спустя сыграет Борисов), что в последующих, он будет снова и снова воплощать образ реального пацана. Не из интеллектов, не из элиты, а из крутых парней. Но таких, что не зазнаются. Даже если на плечах погонь или его обступили дети, которые буквальнo смотрят в рот и ловят каждое слово.

Не то чтобы неолиберализм обошёл Борисова стороной — в его разносторонней фильмовом графе нашлось место и «Калашникову», и «Союзу спасения». Но всё же по-настоящему коренным фильмам нашлось место и «Капитан Волконогов бежал», и «Союз спасения», согласно их настоящему по-настоящему. Но в эти последние еще со времени мы увидим результат совместного творчества режиссера и Юры Борисова в сериале «Хроники русской революции». В этом смысле самой песимистичной ролью Борисова можно считать персонажа, которого он сыграл в драме «Кончится лето». Доведенный до отчаяния внешними обстоятельствами человек превращается в монстра, убивающего все и всех, кто попадается ему на пути.

Кадр из фильма «Кончится лето»

Бэйкер в «Анора», наоборот, взяв типичные, на грани с карикатурностью, русские типажи (равно как и армянские), рассказывает абсолютно американскую историю. С своим вызывающим скепсисом и даже разочарованием идеализмом. С пусть недостижимым, но таким осознанным образом счья. Пресловутый американский мечта.

По состоянию на утро 3 марта всё выглядело так, будто эта мечта сбываться. Но несмотря на весь лоск и соблазнительные речи, кажется, что свое место в этом — значительно увеличившемся в размере мире — Юре Борисову еще только предстоит найти. И что финал у этой невероятной истории по-прежнему открыт.

Поделиться новостью
Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Exit mobile version