Студия «Тихая»: как она стала центром привлечения художников

8 мин на чтение

Студия «Тихая»: как она стала центром привлечения художников

«Тихой» исполнилось десять лет: Марина Анциперова пообщалась с ее резидентами и узнала, как она стала единственной в своем роде студией современного искусства в России

История одной из самых культовых институций страны, студии «Тихая» в Нижнем Новгороде, началась с потока, который тогда еще неуловимый художник Артем Филатов (в 2024-м ставший героем проекта «РБК Визионеры») устроил в своей предыдущей мастерской на улице Студеной, занимаясь ручной печатью шелкографии. Артем и его коллеги по уличному искусству мыслили новую студию как место, в первую очередь, заработка: уличное искусство крайне редко окупает себя само, а изготовление мерча и зинов помогало находить деньги для работы на улице.

Забавно, что на момент переезда в новое пространство в самом центре Нижнего Новгорода на Ульянова (раньше улица носила имя Тихоновская, оттого студия и «Тихая») тоже было затоплено — но собственник специально для уличных художников предложил привести его в порядок и сдавать в аренду.

К 2016 году одно помещение студии расширилось до двух: к печатной добавилась и стуярная мастерская, а к уличным художникам — люди, связанные уже не только с уличным искусством.

Андрей Оленев. Фрагмент тотальной инсталляции «Коридор» на выставке «Обратный домой». Музей нижегородской интеллигенции, Нижний Новгород, 2017

Очень быстро художественные мастерские стали центром притяжения горожан. Двери «Тихой» были всегда открыты. Любой человек мог зайти с улицы и спросить, чем занимались на тот момент художники. Такая открытость была важна и для работы каждого из резидентов мастерской: все они размышляли о том, как их работа будет обращаться к зрителю, взаимодействовать с ним. Эту открытость быстро считали коллеги из арт-институтов и культурные туристы, случайные прохожие стали звонить, заходить. Был даже такой случай: как-то поздней ночью в мастерские заглянул иностранец. Как оказалось, это был ирландский корреспондент, который захотел написать материал о художниках. Он рассказал, что увидел отметку на «Яндекс-картах»: «Студия Тихая, мастерская художников».

С самого начала работы художники совершенно стихийно стали подписывать себя «резидент студии Тихая», что редко встречается в других самоорганизованных сообществах. Поэтому, как замечает Артем Филатов, те, кто интересовался современным искусством в Нижнем Новгороде, неизбежно «спотыкались» о название студии и заходили познакомиться. Так, когда меценат Дмитрий Володин, основатель нижегородской ярмарки «Контур», решил выбрать искусство для своей гостиницы Sheraton Nizhny Novgorod Kremlin, он отправился именно в студию «Тихая».

Труд бок о бок имеет много неоспоримых бонусов для художников: как идейных — обращаться за советом, что-то подглядывать, обсуждать, так и практических, в плане отношений с обществом. Когда заинтересованный человек приходит к одному художнику, то тот теперь фактически приходит ко всем.

Что происходило дальше? В следующие пять лет карьера Артема Филатова, основателя студии «Тихая», бурно развивалась. Он получил сразу две престижные премии «Инновация» — сначала за групповую выставку в Музее нижегородской интеллигенции в 2017 году, в которую пригласил своих коллег по студии (в этом проекте уже участвовала куратор Алиса Савицкая, в дальнейшем ключевая фигура в жизни студии, которая спустя пять лет присоединится к «Тихой» и ради нее не оставит влиятельный нижегородский «Арсенал»). Затем — за проект «Сад им.», посвященный размышлению об отношении к смерти, обустроенный в частном гордском крематории.

Артем Филатов, Алексей Корси. Проект «Сад им.», 2019

Жизнь студии развивается также активно, как и жизнь ее основателя, — на вопрос о связи их роста Артем Филатов отвечает: «Как связана моя личная практика с жизнью людей, с которыми я объединился под одной общей крышей? Одно равно другому».

«В 2016–2018 годах мы проводили короткие импровизированные выставки — и в самой студии, и во дворе, — рассказывает Антон Мороков. — Например, с Яковом Харевым мы развесили свои работы на стенах, а Александр Лавров установил деревянные скульптуры прямо на улице на один день. Такие мимолетные события позволяли нам не только пригласить новых зрителей в наши рабочие пространства, но и самим взглянуть на свой прогресс под другим углом. Впоследствии открытые двери в мастерской (но не в студии) стали законодательной практикой. В 2019 году в Нижнем прошла премия «Инновация», что стало для нас важной точкой контакта с профессиональной средой. И, наконец, в 2021 и 2022 года с появлением команды студии и нового здания начался совершенно иной этап — более структурный и масштабный».

К 2022 году студия заняла соседнее заброшенное здание во дворе, которое неоднократно горело и чудом избежало гордских бульдозеров. Отец Артема Филатова предложил привести его в порядок, а затем сдавать художникам в аренду. Теперь здесь располагаются выставочный зал, мастерские, открытое хранение, резиденция и архив. А команда художников разрастается и сегодня включает в себя куратора, менеджера выставочных проектов, хранителя и директора по развитию, менеджера по коммуникациям. Студия еще более чутко следует запросам художников — благодаря новые площадям позволяют.

Алиса Савицкая говорит, что пришла в «Тихую», чтобы «слушать запросы художников и откликаться на них. Нужно пространство для художественного высказывания — делаем зал и собираем выставочную программу. Негде складировать произведения — проектируем хранилище. Ценные документы и фотографии без дела лежат в коробках — организуем архив. Студия — это сумма прекрасных очередвидностей с очень тонкими внутренними настройками».

О расширении «Тихой» говорили абсолютно все, а решение открытого хранения с большими поворотными кубами для масштабных произведений по проекту [MISH] Studio попало в архитектурный журнал «Проект Россия» как образцовый проект.

С этого момента студия начала активно расширяться. В ней стали трудиться не только художники-резиденты, но и гости — как, например, Иван Белов, работа в мастерской которого завершилась персональной выставкой. Студия начала программу резиденций, что открыло возможности для взаимодействия с художниками и исследователями из других городов, которые стали отправляться «на экспедиции» в «Тихую».

Здание студии стало в некотором роде головным офисом, а ее влияние благодаря временным «филиалам» распространилось далеко за пределы города. Партнерские программы появились по всей стране: в 2023–2024 годах галерея «Триумф» вместе с «Тихой» показала тревел-выставку нижегородского искусства 2020-х годов и привезла ее в Москву, а затем в центр современной культуры «Смена» в Казани и в Центр гордской культуры в Перми. В январе был открыт приуроченный к 10-летию студии проект в культурном центре «Волна» в Выксе. Отдельное направление — это «персоналки» художников студии, которые делаются в Москве совместно с разными фондами и галереями.

В апреле «Тихой» исполнилось десять лет, и этот юбилей отметился ретроспективной выставкой. Проект с ироничным названием «Наши двери всегда закрыты» представил более 100 произведений резидентов.

Из новых очевидных направлений — реставрационные работы, которые тоже требуют времени и сил. «Нам важно развивать горизонтальные связи, сотрудничать с галереями и музеями и показывать работы художников за пределами региона, поддерживать начинающих авторов, параллельно с этим расширяя и укрепляя менеджерский штат», — замечает Наталья Коренченко.

Плюс к этому «Тихая» активно работает с коллекционерами и с этого года возобновляет свое участие в ярмарках — что символично, с нижегородской ярмарки «Контур».

Поделиться новостью
Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Exit mobile version